Студенческий театр ОГУ «Ювента» в феврале представил постановку неизвестной широкой публике пьесы И.С. Тургенева «Ночь в гостинице Большого Кабана».
Необычный стиль
Произведение было написано для немецкого театра, но так и не увидело сцену. Перед премьерой у Тургенева и режиссера возникли разногласия и о произведении забыли на долгие годы.
Актеры «Ювенты» стали первыми в мире, кто воплотил в жизнь водевиль именитого земляка.
Стиль пьесы Тургеневу совершенно не свойственен: любовные интриги, детективные расследования, поиск несостоявшегося убийцы, тонкий юмор, «исчезающие трупы». Все это характеризует произведение как настоящий водевиль, хотя Иван Сергеевич обычно писал драмы с меланхоличными героями, трагичными событиями и философскими размышлениями.
Открыли заново
Произведение «Ночь в гостинице Большого Кабана» входило в полное (13томное) собрание сочинений классика, изучалось только литературоведами.
В прошлом году орловцы заново открыли для себя пьесу. Она была напечатана орловским издательством, о чем «Орловская городская газета» писала 6 апреля 2018 года.
Ждала своего часа
Тогда доцент кафедры русской литературы XX века и зарубежной литературы ОГУ, руководитель студенческого театра «Ювента» Наталья Смоголь рассказала о своей мечте поставить произведение на сцене.
– «Ночь в гостинице Большого Кабана» вполне отвечает требованиям современной публики. Даже возникает ощущение, что пьеса как будто специально дожидалась своего часа, чтобы быть открытой, прочитанной и поставленной на сцене именно в наши дни, – говорила она.
19 и 21 февраля этого года состоялось два премьерных показа: в одной из аудиторий ОГУ и Орловском областном центре народного творчества.
Воплощение
Декорации были скромные (в духе студенческого театра): ограничились экраном с картинкой, изображающей интерьер гостиницы.
Зато костюмы вполне компенсировали этот недостаток: яркие, комичные и хорошо продуманные для каждого героя. Над ними трудились художники по костюмам Анна Косенко, Анастасия Веденина, Лариса Ковальчук, Татьяна Слонецкая, Екатерина Жильцова.
Спектакль начинается с танцевального этюда девушек в роли привидений (Алена Загоруй, Ирина Кулакова, Олеся Острикова). Они еще не раз появляются в течение спектакля, вполне гармонично дополняя основное действие.
Стоит особенно отметить музыкальное оформление. Тургенев не оставил по этому поводу никаких указаний и в современной постановке пришлось заново продумывать этот важный элемент. В театре «Ювента» решили использовать музыку группы The Tiger Lillies, получилось со вкусом.
Действие
Основное действие начинается с выстрелов, но кто убит, остается непонятным.
Один из главных героев — молодой человек Грелюшон (в исполнении Ивана Карпушкина) – сокрушается о том, что выстрелил в человека из ревности да еще и не в того, в кого хотел.
На шум вышел хозяин гостиницы Пьер Мартен (Антон Бушунов). Вместе они решают, что делать дальше. Молодой человек пытается убедить хозяина гостиницы не выдавать его, но тот всетаки решает вызвать полицию. А чтобы преступник не сбежал, вызывает привратника Канкане (Владислав Спасский). Пока Пьер Мартен отсутствует, между Канкане и Грелюшоном происходят комичные диалоги и шуточные танцы.
Комедия положений
Молодой герой пытается то подкупить привратника, то сбежать от него. Градус юмора нарастает. И когда в дверях появляется пьяный комиссар полиции Биркопф (Егор Помелухо), зал уже заливается смехом.
Несмотря на нетрезвое состояние, Биркопф начинает расследование. И здесь уже на сцене появляются поочередно и вместе практически все действующие лица: Гортензия Мартен (Анастасия Еськова), Викториен и Виржиния Мартен (Никита Мосин, Полина Холодова) и другие.
В разгар следствия неожиданно пропадает труп. Но комиссар полиции не унимается и требует немедленно предоставить ему и труп, и преступника. Особенный шарм Биркопфу придает его немецкий акцент и военная выправка, умело спародированные Егором Помелухо.
Юмор в деталях
Нельзя не отметить продуманные действия актеров во время диалогов и в перерывах между ними. Казалось, что каждый продолжал играть свою комедию, вне зависимости от степени участия в конкретной сцене. Прекрасно отыгрывал детали Антон Бушунов, например, когда на заднем плане основного действия пытался пристроить пистолет Грелюшона то к себе в карман, то в пивную кружку комиссара полиции.
Конечно, актерам помог рассмешить зрителей тонкий юмор самого Тургенева. Особенно удачными стали отдельные фразы, например: «Комиссар, пожалейте меня, у меня дома жена, дети и черепашка».
Финал
В финале водевиля становится понятным, куда делся «пропавший» труп, раскрываются и другие интриги любовной линии.
Но ситуация запутывается еще сильнее, когда Грелюшон якобы убивает себя, однако оказывается живым и сбегает, пока никто не видит.
Не будем раскрывать всех деталей. Если представится возможность, обязательно посмотрите постановку. Следить за афишей можно в официальной группе ВКонтакте – Театральная студия «Ювента» ОГУ им.И.С. Тургенева.
Вероника Иконникова