В феврале стало известно о новой схеме мошенничества с банковскими картами: преступники звонят людям с подменных номеров банка. Что это значит и как избежать ловушки, выясняла «Орловская городская газета».
Подозрительная операция
Ирина К., сотрудница одной из орловских организаций, пожаловалась нам, что не смогла перевести знакомой 700 рублей со своей карты. Из банка ей позвонили и сообщили, что «операция не может быть произведена изза подозрения на мошенничество» и попросили подтвердить, что именно она проводит платеж. Она перезвонила в банк, после чего через некоторое время платеж прошел.
Действительно, теперь по закону банк может приостанавливать подозрительную операцию по карте и даже блокировать саму карту на срок до двух дней. Об этом он должен вас проинформировать — по телефону или смссообщением. И, как в случае с Ириной, получить подтверждение о проведении операции («если подтверждаете, нажмите 1»). При этом операторы не просят называть кодовое слово и коды из смс. Если за два дня клиент не откликнется, карта автоматически разблокируется и платеж пройдет.
Технология обмана
Далеко не все клиенты банков знают об этой законодательной новации, зато мошенникам наша неосведомленность только на руку. По сообщениям СМИ, в феврале произошел резкий рост звонков гражданам якобы из банка о подозрительных операциях и заблокированных картах. Причем в телефонах клиенты видели входящий номер своего банка. Мошенники, представившись сотрудниками банка, называли даже паспортные данные клиента, данные его карты. Они сообщали о том, что «сработала система безопасности» и сейчас «по вашей карте проводится подозрительная операция». Чтобы ее остановить, нужно сообщить кодовое слово. После чего со счета жертвы списывались деньги.
Эксперты подтверждают, что номер, который высвечивается на телефоне клиента, можно подделать с помощью цифровой телефонии или специальной вирусной программы. А данные карты и паспорта преступники могут выяснить заранее. Например, с помощью фишинговых сайтов, которые создают специально, чтобы выманивать у людей личные данные.
Защита от мошенников
Даже если по карте действительно проводится мошенническая операция, не надо спешить. Вы можете дать свой ответ банку в течение двух суток с момента уведомления. Если от вас требуют немедленного ответа, пугают тем, что иначе деньги украдут, это явный признак мошенничества.
Если вам звонят люди, которые представляются сотрудниками банка, нужно выяснить их имена и сказать, что вы перезвоните сами. После этого надо отключиться, затем позвонить по номеру горячей линии банка (указан на обратной стороне карты или на официальном сайте банка) и уточнить у оператора, все ли в порядке.
Точно так же нужно реагировать, если вы получили смссообщение, письмо на электронную почту или любое другое уведомление от имени банка. Внимательно перечитайте текст смс: он должен быть понятным, грамотным, без опечаток и «уловок» вроде замены нуля на букву «о», буквы «б» на цифру «шесть» и т. п. Никогда нельзя отвечать на этот же адрес или номер. Самый безопасный вариант — звонить на горячую линию банка.
При разговоре с людьми, которые представляются сотрудниками банка, вас должны настрожить слова: «служба безопасности», «подозрительная трансакция», «сообщите кодовое слово (код из смс, CVV)», «срочно», «быстрее», «не вешайте трубку» – как только вы услышали эту просьбу, знайте: на линии мошенник. Спокойно прервите разговор и сообщите в ваш банк, с какого номера поступил звонок.
Никому нельзя сообщать полные данные карты, CVC/CVVкод на ее обратной стороне, коды из смс и одноразовые пароли (даже если вы всетаки перезвонили по номеру, указанному в смс). Все это конфиденциальная информация, ни один банковский сотрудник у вас ее не запросит. Называть свое кодовое слово можно только в том случае, если вы сами звоните на горячую линию банка.
Помните, что банк вернет вам деньги только в том случае, если вы не виноваты в краже, то есть не сообщали мошенникам никакие секретные данные о своей карте.
Не верьте незнакомцам
Соблазнившись высоким процентом по кэшбэку, жительница Орла лишилась 146 тыс. рублей, находившихся на ее банковской карте.
Жительнице Северного района позвонила злоумышленница, которая представилась работником банка. Она предложил ей подключить услугу, которая позволила бы возвращать на карту высокий процент от суммы, потраченной на покупки (так называемый кэшбэк). Женщину такое предложение заинтересовало. Она продиктовала лжесотруднице данные карты, а также скачала и установила на свой компьютер рекомендованную ей программу. Однако совершить «подключение» не получилось. Тогда женщина посоветовала орловчанке завести еще одно платежное средство в другом банке.
После того как эта операция была выполнена, под руководством мошенницы орловчанка перевела со старой карты все денежные средства на новую. И на этот раз звонившая заверила ее, что обещанная услуга подключена.
Спустя время, орловчанка обнаружила, что с ее карты исчезли 146 тыс. рублей. Она обратилась в полицию.
Обстоятельства кражи сейчас расследуются, сообщает прессслужба УМВД России по Орловской области.
Тем временем
По информации Банка России, в 2018 году мошенники попытались украсть с банковских карт россиян 1,4 млрд рублей. Это на 44% больше, чем в 2017 году. Всего за год ведомство выявило свыше 400 тысяч незаконных операций. В 90% случаев клиенты сами сообщали преступникам данные своих карт.
Людмила Федосова