Недавно страна отпраздновала 8 Марта – праздник, изначально призванный привлечь внимание к проблемам женщин. За последние сто лет их положение сильно изменилось, но нерешенных проблем по-прежнему много. Насилие в семьях – одна из них.
Декриминализация
У сотрудников полиции есть понятие – «преступление, совершенное на почве семейнобытовых отношений». Однако приводят здесь общие цифры, отдельно статистика о насилии в отношении женщин, как правило, не ведется.
– За 2018 год в Орловской области зарегистрировано 342 насильственных преступления в сфере семейнобытовых отношений, начиная с убийств и заканчивая угрозами убийства. По сравнению с 2017 годом этот показатель уменьшился на 19%, – рассказывает начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Орловской области Александр Жуков.
– Одна из актуальных проблем – мы не имеем права забрать пьяного человека из дома по заявлению семьи или соседей, если он никому не наносит телесных повреждений. Только кричит, матерится, бьет посуду и тому подобное. Когдато это можно было сделать по статье «мелкое хулиганство», теперь эта статья касается только непотребного поведения в общественных местах, – объясняет Александр Жуков.
Сейчас много говорят о декриминализации некоторых видов насилия. Действительно, в Административном кодексе появилась новая статья о побоях. Теперь нанесший побои человек может нести не уголовную, а административную ответственность, отделавшись штрафом или административным арестом.
– Но если в течение года человек еще раз совершает подобные действия, то он будет нести уже уголовную ответственность. Таких случаев в прошлом году в Орловской области было 10. В 2017 году был составлен 741 административный протокол о побоях, в 2018м – 837. До этого по уголовной статье «побои» возбуждалось около полутора сотен дел в год. Таким образом, обидчики не уходят от наказания, даже если оно стало мягче.
Примерно в четверти всех случаев, когда женщина обращается по поводу побоев от мужа, она затем забирает заявление. Но после почти всегда обращается в полицию снова – с более тяжкими телесными повреждениями. В этом году был случай, когда супруга простила домашнего тирана даже после удара ножом.
Разорвать связь
– Нельзя путать конфликт и насилие. При конфликте стороны находятся примерно в равных условиях. Насилие же возникает, когда одна сторона зависит от другой материально, психологически или физически, – рассказывает практикующий психолог Вадим Тепляков.
Домашнее насилие, как правило, подчиняется определенным циклам. Сначала идет нарастание психологического напряжения – на этой стадии при помощи специалиста еще можно предотвратить рукоприкладство. Затем происходит собственно насильственный инцидент. Женщины обращаются за помощью чаще всего на этом этапе. Потом наступает так называемая разрядка – пострадавшему хочется спрятаться, «зализывать раны», жертва размышляет о своей жизни. Следующий этап – примирение и так называемый «медовый месяц»: отношения вроде бы налаживаются, кажется, будто ничего и не было. Но цикл, скорее всего, повторится вновь, и время между насильственными инцидентами будет сокращаться.
– Отношения жертвы и тирана – это взаимная зависимость. Однако разрушить эту связь необходимо. Во многих странах по закону используются «охранные ордера» – запрет для обидчика приближаться к жертве. Причем из семьи изымают и помещают в спецучреждения именно насильника. У нас же убегать приходится пострадавшей женщине. И именно женщины в абсолютном большинстве случаев обращаются к психологу. За мою более чем 20летнюю практику пришли всего двое мужчин, которых волновало собственное неумение управлять гневом. У домашнего насилия много причин, и менталитет, отношение к таким вещам общества – одна из них. В любом случае, если женщина оказалась в ситуации насилия, ей необходимо укрыться – прервать контакты с обидчиком и обратиться за помощью, – говорит Вадим Тепляков.
Новая жизнь возможна
В Орле работает кризисный центр помощи женщинам и детям, пострадавшим от домашнего насилия. В нем два здания – офис в черте города и убежище, адрес которого не разглашается. В офисе круглосуточно дежурят психологи, находится мобильная бригада, которая выезжает в семьи. Если факт насилия подтверждается, последует обращение в полицию.
– Отделение центра для женщин с детьми рассчитано на 30 человек. Женщины с детьми могут находиться в центре, пока болееменее не будет снята острота их проблемы. Как правило, в пределах трех месяцев. Примерно в трети случаев женщины возвращаются в центр снова. Кроме женщин, пострадавших от жестокого обращения, в центр обращаются женщины с детьми, попавшие в трудную жизненную ситуацию: сгорел дом, нет средств к существованию – отключают газ, свет, воду. Мы помогаем устроиться на работу, оказываем помощь. Женщинам сложно найти силы, чтобы оставить домашнего тирана. Сложно даже рассказать комуто. Я думаю, что только процентов 30 пострадавших обращаются за помощью. Иногда достаточно развода, но чаще у этих женщин просто нет других близких, кроме этого мужчины, им попросту больше негде жить. Для каждой женщины, пострадавшей от домашнего насилия, мы составляем индивидуальную программу реабилитации. И начать новую жизнь возможно: бывает, женщины находят работу, будучи у нас, на первую зарплату снимают комнату и уходят от тирана, – рассказывает директор кризисного центра Сергей Филимонов.
Если женщина столкнулась с домашним насилием или трудной жизненной ситуацией, она может обратиться в кризисный центр «Орловский» по круглосуточному телефону +7 (4862) 779944.
Елена Маслова