Председатель регионального общества защиты прав потребителей Альбина Сотникова рассказала «Орловской городской» о том, какие проблемы покупателей выходят на первый план в связи с развитием интернет-технологий.
Проверяйте ИНН и адрес
– Недавно к нам обратилась жительница Орла, которая заказала две меховые шапки через интернетмагазин. Женщина при получении товара на почте оплатила покупку, открыла посылку и обнаружила, что это совсем не то, что она заказывала. Начала выяснять, связываться с продавцами, но оказалось, что ИНН, указанный на сайте, ни к какой организации не относится, – говорит Альбина Викторовна.
Женщина по совету специалистов обратилась в надзорные органы, в том числе в Роскомнадзор. Сайт в итоге заблокировали, но найдут ли теперь полицейские мошенников и удастся ли вернуть деньги, остается вопросом.
Альбина Сотникова советует перед любой покупкой через интернет обязательно проверять юридический адрес: зарегистрирована организация по нему или нет. На сайте ФНС можно выяснить, достоверен ли ИНН.
Покупки через интернет делают многие, это стало настолько привычным, что далеко не все проверяют информацию о продавце.
Утечка личных данных
2019 год для Международной Федерации потребительских организаций проходит под девизом «Цифровой мир: надежные смартустройства».
Специалисты обеспокоены все большим проникновением в жизнь человека умных гаджетов, ростом рынка онлайнпродаж, совершенствованием технологий. Это, с одной стороны, удобно, но есть и обратная сторона медали. Гаджеты могут не только хранить информацию о владельце, но и передавать ее через интернет кому угодно, что нарушает конфиденциальность.
Наверняка многие пользователи глобальной сети давно заметили, что любые запросы в интенетпоисковиках могут повлечь за собой массу рекламных сообщений, которые придут на электронную почту, появятся в смартфоне и так далее.
Нужны перемены
Более продвинутые продавцы уже сделали следующий шаг: они могут вычислить номер сотового телефона и позвонить лично с уже готовыми предложениями. А это можно расценивать как вторжение в личное пространство. Но на юридическом языке пока нет определения такому явлению.
Сейчас продолжается разработка стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей до 2030 года. По всей видимости, нас ожидают некоторые изменения в законодательстве, призванные отрегулировать интернеттехнологии, используемые в современной торговле.
Старое доброе НЛП
На фоне новых трендов и прежние способы мошенничества остаются актуальными.
– Недавно мы столкнулись с фирмой, предлагающей клиентам процедуры и БАДы для снижение веса. Ее сотрудники действуют по отлаженной схеме. В крупных торговых центрах и в местах с хорошей проходимостью раздают рекламную продукцию, просят поучаствовать в опросе, записывают телефоны будущих жертв. Затем перезванивают и предлагают прийти на ознакомительную бесплатную процедуру. Упор делают на то, что человеку несказанно повезло, ведь проходит акция, его номер был выбран случайно и выиграл. Правда, просят принести паспорт, чтобы удостовериться, что купон использует именно победитель. Затем при помощи технологий НЛП (нейролингвистическое программирование) жертву уговаривают взять кредит для оплаты БАДов, а процедуры якобы будут проведены бесплатно. Кредит оформляется на месте. Обычно впечатлительные люди не могут устоять под таким напором. И только позже понимают, во что их втянули, – продолжает Альбина Сотникова.
Примечательно, что подобные организации могут закрываться и открываться по нескольку раз, меняются только вывески – суть остается прежней. К сожалению, в таких ситуациях добиться справедливости сложно. Даже при наличии судебного решения в пользу потребителя приставы вряд ли смогут взыскать средства с закрывшейся фирмы с минимальным уставным капиталом и набором офисной техники.
Не впадать в эйфорию
Попрежнему часто орловцы задают вопросы по обмену и возврату одежды и обуви, приобретенных в обычных магазинах.
– Я всегда призываю: при покупке вещей не впадать в эйфорию. Уходить из магазина в обновке — плохая примета. Лучше придите домой, спокойно еще раз оцените вещь, еще раз примерьте и обдумайте, насколько она вам подходит, – советует Альбина Сотникова.
Ведь вернуть покупку можно только при сохранении товарного вида, этикеток, чека. При этом руководитель общества защиты прав потребителей утверждает, что очень важно соблюдать права обеих сторон: и покупателя, и продавца. Потребитель бывает прав не всегда.
Только факты
- 15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей.
- 18 апреля 1991 года было создано Орловское областное общество потребителей.
- В 2008 году открыт Центр потребительской экспертизы и правовой помощи.
- В 2012 году общество вошло во всероссийский список социально-ориентированных некоммерческих организаций.
Только цифры
- За 2018 год в Орловское областное общество потребителей обратились 4479 человек.
- На качество непродовольственных товаров (одежду, обувь, мебель, технику и других) пожаловались 3391 человек.
- По качеству продуктов поступило 142 обращения.
- На услуги ЖКХ получено 359 жалоб.
- На услуги общественного транспорта (городского, пригородного, междугороднего) – 25 жалоб.
- Было проведено 67 экспертиз качества.
- 420 мероприятий общественного контроля.
- Потребителям возвращен ущерб на общую сумму 2 млн 687 тысяч рублей.
Вероника Иконникова