Глава администрации города Орла Александр Муромский
Экономика
В прошлом году в экономике города Орла была отмечена положительная динамика по сравнению с 2017 годом. Оборот крупных и средних организаций по всем видам экономической деятельности составил 158,5 млрд рублей и в действующих ценах вырос на 5,3%.
Объем отгруженных товаров собственного производства, а также работ и услуг, которые крупные и средние организации всех видов экономической деятельности выполняли своими силами, составил 75,7 млрд рублей, рост в действующих ценах на 4,6%. И более 65% этого объема приходится на промышленность и составляет 49,8 млрд рублей. На 11,6% возросла прибыль крупных и средних предприятий и организаций, что составило 9,4 млрд рублей, среднемесячная заработная плата увеличилась на 9,4% и составила 32,2 тыс. рублей.
От налогоплательщиков города Орла в бюджеты всех уровней поступило 16,9 млрд рублей налогов и сборов, что на 5,9% больше, чем в 2017 году. Из них 10,5% поступило в бюджет города Орла, что составило 1,77 млрд рублей. Это на 7,9% больше, чем в 2017 году.
В Орле действуют 14,5 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства. Этот сектор экономики приобретает все большее значение для города, поскольку он составляет более 80% от числа всех хозяйствующих субъектов в областном центре.
В 2018 году завершилось исполнение ведомственной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Орле на 20162018 годы», по которой проводилось 25 комплексных системных мероприятий, охватывающих все аспекты развития этого сегмента экономики. Так, предпринимателям предоставлялись субсидии на возмещение части затрат на получение консалтинговых услуг, участие в выставках и ярмарках, обучение персонала. В отчетном году администрацией города Орла проведено около тридцати различных мероприятий. Таких, как обучающие семинары, тренинги, ярмарки, мастерклассы и ряд других. В них приняли участие более двух тысяч орловских предпринимателей.
Уже утверждена новая ведомственная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Орле на 20192021 годы» с общим объемом финансирования 1,5 млн рублей, в которой наряду с традиционными мероприятиями планируется работа по новым направлениям.
Работа в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства администрацией города проводится в сотрудничестве с Фондом поддержки предпринимательства Орловской области, союзом «Орловская торговопромышленная палата», Орловским региональным центром поддержки экспорта и Орловским государственным университетом им. И.С. Тургенева.
Исполнение бюджета
Бюджет города Орла за 2018 год по доходам исполнен в сумме 6044,2 млн рублей. Это 89,3% от утвержденного бюджета. В частности, по налоговым и неналоговым поступлениям сумма дохода составила 2300,3 млн рублей, то есть 81,9%, по безвозмездным поступлениям – 3744,0 млн рублей. Это 94,6%.
Бюджет города по расходам исполнен в сумме 6131,1 млн рублей или 88,7% от плана, в том числе по собственным полномочиям – 2830,5 млн рублей, то есть на 85,5%, по межбюджетным трансфертам – 3300,6 млн рублей; это 91,6%.
Несмотря на ограниченность финансовых ресурсов городу удалось обеспечить выполнение взятых на себя социальных обязательств.
В первоочередном порядке средства направлялись на обеспечение обязательств по заработной плате, функционирование бюджетных учреждений, социальную поддержку населения.
В целом на социальную сферу приходится 68,8% расходов бюджета или 4217,3 млн рублей, в том числе на образование – 3693,6 млн рублей, культуру – 189,4 млн рублей, социальную политику – 332,0 млн рублей, физическую культуру и спорт – 2,3 млн рублей.
На финансирование дорожного хозяйства, транспорта, других вопросов в области национальной экономики направлено 668,3 млн рублей. Это 10,9% расходов бюджета. На жилищнокоммунальное хозяйство – 497,3 млн рублей, то есть 8,1%, на общегосударственные вопросы – 501,9 млн рублей ( 8,2%), на обслуживание муниципального долга – 186,3 млн рублей, что составило 3,0% от расходов бюджета.
Расходы бюджета на бюджетные инвестиции в 2018 году составили 146,8 млн рублей. На строительство и реконструкцию автодорог и объектов дорожной инфраструктуры направлено 69,8 млн рублей, на строительство детского сада – 77,0 млн рублей.
Конкурентные способы определения поставщиков и подрядчиков обеспечили экономию бюджетных средств в сумме 159,8 млн рублей, что в полтора раза превысило аналогичный показатель 2017 года.
Бюджет города Орла в 2018 году исполнен с дефицитом в размере 86,9 млн рублей. Основной источник финансирования дефицита бюджета – кредитные средства. Объем муниципального долга по состоянию на 1 января 2019 года составил 2312,0 млн рублей.
В 2018 год бюджет города Орла вступил с кредиторской задолженностью в размере 417,9 млн рублей. В течение всего прошлого года осуществлялось финансирование долгов предыдущего периода, что сказалось на исполнении обязательств 2018 года. То есть кредиторская задолженность органов власти и муниципальных учреждений за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги по итогам исполнения бюджета города Орла за 2018 год возросла до 651,8 млн рублей. Перед нами стоит задача изыскать дополнительные доходы бюджета для ее погашения в текущем году.
Работа по повышению доходов бюджета администрацией города Орла проводилась по нескольким направлениям.
Городской межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов легализации заработной платы, обеспечения полноты поступлений страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и снижения недоимки по платежам и сборам в бюджет города Орла в 2018 году проведено 20 плановых и 14 оперативных заседаний, на которых были заслушаны 315 руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся должниками по налогам и сборам, а также выплачивающих работникам заработную плату ниже минимального размера оплаты труда.
В результате работы комиссии в 2018 году в бюджетную систему перечислена задолженность в общей сумме 23,2 млн рублей, в 131 организации был поднят размер заработной платы работников до установленного законодательством минимального уровня.
В рамках мероприятий по легализации бизнеса и неформальной занятости в прошлом году было значительно расширено взаимодействие с ИФНС России по городу Орлу в части предоставления ей соответствующей информации для работы по выявлению хозяйствующих субъектов, у которых количество зарегистрированных мест деятельности не соответствует количеству используемого наемного труда, количество заявляемых рабочих мест недостаточно для обеспечения технологического цикла осуществляемого вида деятельности или имеются иные признаки применения «серых» схем.
В прошлом году впервые была создана рабочая группа по вопросу увеличения доходов бюджета города Орла и осуществлению мониторинга хозяйствующих субъектов, расположенных на территории областного центра. С августа 2018 года рабочая группа осуществила 24 рейда, в ходе которых обследовано 580 хозяйствующих субъектов на 22 улицах города Орла. В результате было выявлено около 590 фактов разного рода нарушений, в том числе 63 нарушения правил благоустройства и санитарного содержания, нарушения земельного законодательства при размещении входных групп выявились у 131 торгового объекта, а также было обнаружено шесть самовольно занятых земельных участков, 398 незаконно размещенных информационных конструкций. По всем нарушениям выдавались предписания, осуществлялся контроль их выполнения, составлялись протоколы об административных правонарушениях. Материалы по самовольно занятым земельным участкам направлены в Управление Росреестра по Орловской области для принятия мер в соответствии с законодательством.
Администрация города участвовала в реализации Плана мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании регионального и местных бюджетов Орловской области на 2018 год. Выполнялись мероприятия по увеличению налоговых баз по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. В том числе: выполнены работы по подтверждению фактов расположения объектов капитального строительства на земельных участках (33 125 объектов), проанализирован перечень объектов недвижимости, представленный филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» на предмет уточнения правообладателей (2986 объектов), проведены корректировка и уточнение сведений об адресах объектов, размещение данных сведений в ФИАС (2726 ед.) и другие мероприятия. Информация о результатах выполненных работ была направлена в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, Департамент финансов Орловской области, ИФНС России по городу Орлу.
Подготовлены и переданы в бюджетное учреждение Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» сведения о фактическом использовании 72 тысяч земельных участков для проведения их кадастровой оценки.
В рамках инвентаризации земель проведено обследование 4097 земельных участков, в результате выявлено 43 нарушения земельного законодательства. Акты обследований направлены в Управление Росреестра по Орловской области для привлечения правонарушителей к административной ответственности.
В текущем году работа по всем обозначенным направлениям будет продолжена.
Управление и распоряжение муниципальным имуществом и землепользованием
Полная балансовая стоимость муниципального имущества города Орла по состоянию на 1 января 2019 года составляла 43 296,3 млн рублей (в начале прошлого года эта сумма была меньше – 42 264,9 млн рублей).
В 2018 году в муниципальную собственность было передано имущества разных форм собственности на сумму 411,6 млн рублей, в том числе учебники и оборудование для муниципальных бюджетных учреждений на сумму 101,6 млн рублей из государственной собственности Орловской области, 20 единиц коммунальной техники на сумму 278,0 млн рублей из собственности городов Москвы и СанктПетербурга.
В муниципальную собственность приобретено 87 жилых помещений для детейсирот и других льготных категорий граждан.
Проводилась постановка на учет в Управлении Росреестра по Орловской области бесхозяйных недвижимых объектов, расположенных на территории города Орла, для последующего признания на них права муниципальной собственности. В течение года изготовлена техническая документация и поставлено на учет 38 автомобильных дорог местного значения. На основании решения суда зарегистрировано право собственности на 83 бесхозяйных объекта.
По программе приватизации в 2018 году по итогам состоявшихся торгов заключено договоров куплипродажи 24 объектов недвижимого имущества и акции АО «Магазин «Оптика № 2».
С субъектами малого и среднего предпринимательства по Федеральному закону от 22.07.2008 года № 159ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства…» заключено 17 договоров куплипродажи муниципальных помещений.
В бюджет города от реализации имущества поступило 142,0 млн рублей (в 2017 году — 163,4 млн рублей, в 2016 году — 174,2 млн рублей).
Доходы бюджета от аренды муниципального имущества составили 81,0 млн рублей, на 3,9% ниже показателя 2017 года. Снижение обусловлено уменьшением количества сдаваемых в аренду нежилых помещений в связи с их приватизацией. Постоянно ведется работа по взысканию задолженности по арендной плате: в течение 2018 года в адрес арендаторов должников направлено 570 претензий, задолженность за год уменьшилась на 1,7 млн рублей.
В 2018 году экономическую деятельность осуществляли 15 муниципальных предприятий и шесть акционерных обществ со 100% муниципальной долей собственности (до продажи пакета акций АО «Магазин «Оптика №2» 27.04.2018 года). Три муниципальных предприятия и одно акционерное общество находятся в процедуре банкротства. Проведены мероприятия по реорганизации МУП «УРГД г. Орла» в акционерное общество.
В целях осуществления контроля за финансовохозяйственной деятельностью муниципальных унитарных предприятий в 2018 году ежеквартально на балансовых комиссиях заслушивались отчеты руководителей предприятий об итогах работы, исполнении утвержденных планов финансовохозяйственной деятельности и ключевых показателей эффективности; утверждены аудиторы на проведение обязательных ежегодных проверок бухгалтерской отчетности муниципальных предприятий и акционерных обществ; проведена инвентаризация основных средств на пяти муниципальных предприятиях; проводились экспертизы по списанию муниципального имущества.
Отчисления части чистой прибыли муниципальных унитарных предприятий в бюджет города Орла в 2018 году составили 5,0 млн рублей. Это 100процентное выполнение плана). Акционерными обществами с муниципальной долей собственности перечислено в бюджет дивидендов в сумме 0,6 млн рублей и зачислено 0,9 млн рублей в неденежной форме, что в целом составило 113% к уровню 2017 года.
По итогам торгов, проводимых Департаментом госимущества и земельных отношений Орловской области, в 2018 году было заключено 55 договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Поступления в бюджет города Орла от использования рекламного пространства за 2018 год составили около 30,9 млн рублей, на 30% больше, чем в 2017 году. В течение года активно проводилась претензионноисковая работа по взысканию задолженности по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. По претензиям оплачена задолженность в сумме 1,9 млн рублей, в том числе 1,0 млн рублей – по решениям судов.
В целях пресечения незаконной установки демонтировано 65 рекламных конструкций. Внесены изменения в схему размещения рекламных конструкций на территории города Орла по 35 адресам.
В течение прошлого года продолжалась работа по разграничению собственности на землю. В результате было зарегистрировано право муниципальной собственности на 45 земельных участков общей площадью 24,1 га, тогда как в 2017 году было зарегистрировано 17,1 га. В результате по состоянию на 1 января 2019 года в муниципальной собственности находилось 1129 земельных участков общей площадью 2046,1 га (это 16,9% от общей площади земли в границах города).
В 2018 году сформировано и продано 373 земельных участка, находящихся под объектами недвижимости. Проведено 43 аукциона по предоставлению земельных участков, по результатам которых продано право аренды 13 участков, в собственность продано пять участков.
По заявлениям граждан о предоставлении земельных участков путем процедуры перераспределения, позволяющей им оформить «прирезки» к дачным, садовым участкам и участкам под жилыми домами, т. е. «докупить» к своему земельному участку часть прилегающей государственной или муниципальной земли, за 2018 год заключено 15 соглашений о перераспределении неразграниченных земель. В результате городская казна пополнилась на 2,6 млн рублей. Помимо получения доходов бюджета в виде единовременной платы за увеличение площади земель, эта процедура обеспечивает увеличение налогооблагаемой базы по земельному налогу. В целом доходы бюджета от продажи земельных участков составили 22,3 млн рублей.
В целях эффективного управления и распоряжения землями подготовлено около 370 постановлений администрации города о предоставлении земельных участков, об утверждении схем их расположения на кадастровом плане территории, об изменении вида разрешенного использования земельных участков, об установлении публичных сервитутов в полосе отвода автомобильных дорог, об образовании земельных участков, об их предоставлении в садовых товариществах, о постановке льготных категорий граждан на учет в целях предоставления им земли.
В Управление Росреестра по Орловской области подано около 420 заявлений и документов на регистрацию прав на землю физических и юридических лиц, возникших на основании договоров куплипродажи и постановлений администрации города о предоставлении земельных участков.
В 2018 году поставлены на учет 116 граждан, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно. Из них 28 – для индивидуального жилищного строительства, 88 – для садоводства и огородничества, семь участков предоставлено в установленном порядке.
По состоянию на 1 января 2019 года действовало 1595 договоров аренды земельных участков (в 2017 году было 1588 договоров).
Действовало 368 соглашений об установлении сервитутов на земельные участки (в 2017 году их было 198), 169 договоров на право размещения непередвижных нестационарных торговых объектов (или объектов по оказанию услуг).
В целом доходы бюджета от использования земли составили 115,9 млн рублей.
В рамках осуществления муниципального земельного контроля за год проведена проверка соблюдения соответствующего законодательства на 77 участках, в ходе чего выявлено 27 нарушений. Материалы проверок направлены в Управление Росреестра по Орловской области для принятия решения о привлечении правонарушителей к административной ответственности. В результате четыре правонарушителя привлечены к ответственности, 19 нарушений устранено до возбуждения административного дела, 4 нарушения должны быть устранены в текущем году.
По заявлениям физических и юридических лиц о наличии признаков нарушения земельного законодательства проведено 225 обследований земельных участков. Кроме того, обследовано 4079 земельных участков в рамках проведения инвентаризации земель, на 43 из них выявлены нарушения законодательства (в 2017 году было обследовано 3149 земельных участков, нарушения выявлены на 53 участках). По материалам обследований Управлением Росреестра по Орловской области в 2018 году привлечены к ответственности в виде штрафа и предупреждения 15 правонарушителей.
В 2018 году в результате судебной защиты интересов муниципального образования «Город Орел» по вопросам муниципального имущества и землепользования в судебных органах выиграны споры на сумму 53,0 млн рублей, что на 43% больше, чем за 2017 год.
Градостроительство
В минувшем году объем подрядных работ по крупным и средним строительным организациям составил 4,7 млрд рублей, то есть увеличился по сравнению с 2017 годом в действующих ценах на 10,1%.
Также в 2018 году было введено 87,0 тыс. кв. метров жилых домов. В индивидуальном жилищном строительстве введено 49 жилых домов общей площадью 8,5 тыс. кв. метров, что сопоставимо с результатом 2017 года. Но учитывая, что за последние два года администрация города выдала 378 разрешений на строительство индивидуальных жилых домов, логично ожидать в дальнейшем улучшения динамики в этом секторе жилищного строительства.
Продолжается реализация договоров о развитии застроенных территорий в городе Орле, заключенных администрацией города Орла с застройщиками. Работа по договорам в части, касающейся образования земельных участков согласно проектам межевания территорий, регистрации на них прав муниципальной собственности и предоставления земельных участков застройщикам, администрацией города в 2018 году была завершена.
На основании предложений, внесенных администрацией города Орла, управлением архитектуры, градостроительства и землепользования Орловской области, в декабре 2018 года приняты решения о развитии трех застроенных территорий в городе Орле в следующих границах:
– ул. Полесская – ул. Лескова – пер. Лескова;
– ул. Плещеевская – ул. Грановского – ул. Куйбышева;
– ул. Холодная – ул. Песковская – ул. ШирокоХолодная — ул. МОПРа.
Что касается в целом развития городской инфраструктуры, оно осуществляется по муниципальной адресной инвестиционной программе при софинансировании из вышестоящих бюджетов. В рамках программы в 2018 году было:
- Завершено строительство и ведена в эксплуатацию автомобильная дорога по ул. РодзевичаБелевича протяженностью 870 м.
- Начата разработка проектносметной документации на реконструкцию Красного моста. Отмечу, что при наличии готового проекта и положительного заключения государственной экспертизы администрацией города Орла совместно с правительством Орловской области, Департаментом строительства, топливноэнергетического комплекса, жилищнокоммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области будет сформирована бюджетная заявка для выделения федеральных средств для масштабной реконструкции мостового сооружения. По предварительным оценкам размер инвестиций составит более 1,4 млрд рублей.
- Также в прошлом году приступили к строительству детского сада на 230 мест на ул. Полковника Старинова, завершение которого и ввод в эксплуатацию планируется в этом.
Реализация вышеуказанной программы продолжается. В текущем году для решения проблемы очередей в детские сады детей в возрасте от полутора до 3 лет городу Орлу выделены средства федерального бюджета в сумме 62,7 млн рублей на строительство детского сада на ул. Планерной. До конца года планируется завершение разработки проектносметной документации и организация конкурса по выбору подрядчика для строительства.
В перспективе 20202021 годов планируется строительство еще двух аналогичных детских садов (яслей) в 795 квартале города Орла и в микрорайоне №13 «Московский».
А для решения проблемы ликвидации второй смены в общеобразовательных учреждениях в текущем году при содействии ООО «Орелпроект» начата разработка проектносметной документации на строительство школы на 1200 мест.
В перспективе, в период с 2019 по 2024 год, планируется строительство школ в микрорайоне «Зареченский» и 6м микрорайоне, в 795 и 909 кварталах Орла.
В 2018 году муниципальные услуги в сфере градостроительства и землепользования по всем обращениям заявителей выполнены в полном объеме и в установленные сроки. В частности, разработано 28 схем земельных участков для предоставлении путем процедуры перераспределения, утверждено 315 градостроительных планов, выдано 94 разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, выдано 1958 единиц картографических материалов, 723 планшета для производства топографогеодезических работ, присвоены или изменены адреса 2960 объектам, все внесены в Федеральную информационную адресную систему, а также выполнен ряд других работ.
С целью обеспечения публичного права при принятии решений в сфере градостроительства в 2018 году организовано и проведено 169 публичных слушаний.
В 2018 году завершены работы над проектом местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Орел», которые утверждены решением Орловского городского Совета народных депутатов от 31 мая 2018 года ( № 40/0725ГС).
В целях повышения эффективности мер по обеспечению надлежащего содержания и эксплуатации, улучшению архитектурного облика зданий разработаны и утверждены решением Орловского городского Совета народных депутатов от 31 мая 2018 года (№ 40/0717ГС) изменения в Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Город Орел», которыми установлены требования к размещению и содержанию информационных конструкций. Рассмотрение проектов по размещению информационных конструкций производилось с учетом данных утвержденных норм.
Также в 2018 году утвержден административный регламент «Предоставление решения о согласовании архитектурноградостроительного облика объекта», в соответствии с которым было рассмотрено 218 эскизных проектов.
В целом в 2018 году управлением градостроительства администрации города Орла разработано около 420 эскизных предложений, связанных с благоустройством и праздничным оформлением города, в том числе 148 дизайнпроектов благоустройства дворовых и общественных территорий в рамках выполнения муниципальной программы «Формирование современной городской среды».
Реализация приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2018 году
В 2018 году на территории города Орла были продолжены масштабные мероприятия по реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», целью которого является повышение комфортности городской среды и эстетического состояния городских пространств.
Реализация проекта осуществлялась по двум основным направлениям. Это благоустройство дворовых территорий и благоустройство общественных территорий. Объем финансирования составил 161,8 млн рублей, что на 20% больше, чем в 2017 году. Из них 82,7 млн рублей — это средства федерального бюджета, 77,5 млн рублей – средства бюджета Орловской области, а также средства Дорожного фонда Орловской области, которые предоставлены в качестве меры финансовой поддержки.
В 2018 году было запланировано благоустройство 73 дворовых территорий. Однако по многочисленным просьбам жителей и решению губернатора Орловской области за счет экономии бюджетных средств по результатам проведенных конкурентных процедур стало возможным включение в программу еще пяти дворов. Таким образом, было благоустроено 78 дворовых территорий.
В целях повышения качества выполняемых работ и усиления контроля за эффективностью расходования бюджетных средств в 2018 году были сформированы соответствующие рабочие группы. В их состав вошли представители подрядных организаций, собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов, управления по государственному строительному надзору, депутаты Орловского городского Совета народных депутатов, другие заинтересованные лица.
При приемке работ было обеспечено проведение сплошного лабораторного контроля качества выполненных работ и применяемых материалов независимой экспертизой.
Благоустройство общественных территорий осуществлялось по итогам проведенного рейтингового голосования. Из 50 предложенных общественных пространств жителями были отобраны три наиболее, на их взгляд, востребованных и нуждающихся в скорейшем благоустройстве. Жители выбрали сквер имени И.С. Тургенева, бульвар Победы, парк «Ботаника».
По итогам 2018 года службой муниципального заказчика были приняты и профинансированы только те объемы работ, которые соответствовали условиям заключенных муниципальных контрактов и претензий к качеству которых не было ни со стороны общественности, ни со стороны служб технического надзора.
Существенному преображению городского пространства в 2018 году способствовало также безвозмездное предоставление правительством Орловской области дополнительных средств в размере 250,0 млн рублей, которые были направлены на проведение работ по благоустройству ряда знаковых и наиболее любимых жителями городских пространств. Эти средства также позволили организовать работы по созданию единой концепции и проектированию наиболее часто посещаемых Детского парка и Городского парка культуры и отдыха.
В полном объеме в прошлом году были выполнены следующие ремонтные работы:
входной группы в Городском парке культуры и отдыха (выполнены ремонт колоннады, ремонт фонтана, благоустройство прилегающей к фонтанному комплексу территории, установлены современные системы освещения и малые архитектурные формы); фонтана в Детском парке; сквера «Юность» и фонтана напротив завода имени Медведева; скверов «Орлята», «1000 и 1 мелочь», Историколитературного квартала, ландшафтного сквера «Дворянское гнездо», Комсомольской площади.
Кроме того были приобретены: новая современная конструкция сцены, три новогодние ели, сборноразборные конструкции укрытия чаш отремонтированных фонтанов; обновлены световые и декоративные элементы благоустройства мостов и улиц, линейная подсветка мостов.
Жилищно-коммунальное хозяйство
В рамках исполнения своих полномочий, в частности, в организации управления многоквартирными жилыми домами, администрацией города было объявлено 43 открытых конкурса по отбору управляющих организаций. Нам удалось значительно сократить количество многоквартирных домов, не имеющих договоров управления: с 82 домов на 1 января 2018 года до 18 домов в конце года. Работа в этом направлении продолжается в текущем году.
Большой объем работы проводится территориальными управлениями районов города по организации проведения общих собраний собственников многоквартирных домов. За 2018 год было проведено 936 общих собрания по разным вопросам, в том числе: по выбору способа управления домом, выбору совета дома, проведению капитального ремонта, благоустройству дворовых территорий и других.
В целях обеспечения безопасных и комфортных условий проживания в муниципальном жилищном фонде администрация города Орла осуществляет муниципальный жилищный контроль. В течение 2018 года было проведено 814 внеплановых проверок. Из них 628 – на основании обращений собственников и нанимателей жилых помещений, 186 – по контролю за исполнением ранее выданных предписаний.
Значительное количество обращений по вопросам содержания общего имущества многоквартирных домов обусловлено и тем, что в реализации функции муниципального жилищного контроля жители видят реальный инструмент воздействия на управляющие компании, не соблюдающие нормы содержания жилищного фонда. Так, из 583 выданных в 2018 году предписаний по устранению нарушений жилищного законодательства в указанные сроки не исполнено только 22. По всем фактам неисполнения предписаний составлены протоколы об административном правонарушении.
Одной из основных наших задач в коммунальной сфере является обеспечение качественного теплоснабжения города в отопительный период. Для успешного прохождения отопительного сезона 20182019 годов администрацией города Орла был разработан план, содержащий комплекс организационнотехнических мероприятий по подготовке к работе в осеннезимний период магистральных и внутриквартальных тепловых сетей, квартальных и индивидуальных котельных, сетей электро и газоснабжения, водоснабжения и канализации, жилищного фонда. На подготовку к отопительному периоду израсходовано около 500 млн рублей бюджетных и внебюджетных средств.
К получению теплоносителя было подготовлено 1905 многоквартирных жилых домов, около 160 учреждений социальной сферы.
Был разработан план предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах топливноэнергетического комплекса и жилищнокоммунального хозяйства в осеннезимний период 20182019 годов.
В целях повышения надежности систем теплоснабжения в летний период 2018 года была выполнена замена 12,2 километра ветхих тепловых сетей, восстановлены циркуляционные линии горячего водоснабжения к трем многоквартирным домам по Московскому шоссе (№ 139,157,160). Отопительный период в городе Орле начался в соответствии с фактическим температурным режимом. Все потребители тепловой энергии в максимально сжатые сроки получили теплоноситель. Отопительный период 20182019 годов проходит в управляемом штатном режиме.
Администрацией города Орла ежедневно проводится анализ работы котельных, центральных тепловых пунктов, рассматриваются обращения по вопросу теплоснабжения. Возникающие аварийные ситуации оперативно устраняются аварийными бригадами.
Гарантирующий поставщик услуг водоснабжения и водоотведения в городе – МПП ВКХ «Орелводоканал» – получил четыре лицензии на пользование недрами сроком на пять лет, в соответствии с которыми предприятие будет вести не только постоянный мониторинг уровня и качества подземных вод, но и выполнять работы по проектированию, разработке и оценке водных запасов.
В 2019 году предполагается введение новых экологических стандартов очистки стоков, что потребует модернизации станции аэрации. В связи с этим в 2018 году было проведено полное техническое обследование станции и начата работа по ее предпроектному обследованию.
Намеченные в производственной программе 2018 года работы по ремонту технологического оборудования на насосных станциях водоснабжения, водоотведения, очистных сооружениях и работы по замене и перекладке водопроводных и канализационных сетей выполнены полностью. Построено новых и заменено изношенных 6,5 км водопроводных и канализационных сетей. Но изза нехватки финансовых средств темпы замены сетей остаются намного ниже нормативной потребности. Износ сетей остается высоким: протяженность сетей со 100процентным износом составляет 523 км, те есть 51% от общей протяженности. Это является основной причиной аварийных ситуаций, приводящих к временному прекращению подачи воды потребителям.
В январе текущего года произошла крупная авария на Кромском водоводе. Для предотвращения таких аварий в дальнейшем требуется строительство дублирующего водовода. Планируется три этапа строительства. Проектная документация на два этапа уже разработана, на третий этап будет разработана в 20192020 годах. Для обеспечения финансирования проекта МПП ВКХ «Орелводоканал» готовит документы для включения его в федеральную программу «Чистая вода».
В соответствии с федеральным законодательством к полномочиям администрации города Орла относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
По программе «Экология города Орла на 20162018 годы» были проведены работы по очистке городского пляжа, пляжа озера «Светлая жизнь», береговых зон рек Оки и Орлика на протяжении 23 км; в лесопарках «Лужки» и «Андриабуж» общей площадью 33,7 га было убрано 36 тонн пожароопасного мусора, создано 4 км и обновлено 62 км минерализованных противопожарных полос. Устанавливались противопожарные аншлаги, среди жителей распространялись листовки о правилах пожарной безопасности в лесах.
Проводились работы по уходу за зелеными насаждениями, включающие удаление сухих и аварийных деревьев, вырезку дикорастущей поросли, побелку деревьев. Снесено около тысячи сухих и аварийных деревьев, посажено около полутора тысяч деревьев, 4,5 тысячи кустарников, 62,6 тысячи штук цветочной рассады. Осуществлялся уход за газонами и цветниками.
Для улучшения санитарного состояния городских территорий в течение года проводились санитарноэкологические месячники, санитарные дни, общегородские субботники, санитарноэкологические акции, в ходе которых было собрано и вывезено около 14 тысяч кубометров мусора. В течение года была ликвидирована 91 несанкционированная свалка на землях общего пользования.
Для организации новой системы обращения с отходами была проведена инвентаризация мест накопления твердых коммунальных отходов на территории города Орла, составлен их реестр с указанием технических характеристик, количества и объемов мусоросборников, собственников земельных участков и источников образования отходов. Информация о сложившейся инфраструктуре обращения с отходами направлена в адрес Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и регионального оператора ООО «УК «Зеленая роща».
Дорожное хозяйство, транспорт
В 2018 была продолжена реализация ведомственной целевой программы «Ремонт и содержание объектов уличнодорожной сети города Орла на 20172019 годы». В течение года в рамках программы были выполнены работы на 29 объектах уличнодорожной сети общей протяженностью более 18 км, то есть 180 тыс. кв. м. В частности, проведен ремонт дорожного покрытия на Наугорском шоссе, улицах Тургенева, Лескова, Октябрьской, Приборостроительной, 2й Пушкарной, Васильевской, Скворцова, Маринченко, 6й Орловской дивизии, Железнодорожной, Максима Горького, Раздольной, Кромской.
Специалистами администрации города Орла и МКУ «Управление коммунального хозяйства города Орла» совместно с техническим надзором КУ ОО «Орелгосзаказчик» осуществлялся контроль за ходом и качеством ремонтных работ. На всех принятых объектах отобранные пробы асфальтового покрытия соответствовали нормам качества. Муниципальными контрактами предусмотрены четырехлетние гарантийные обязательства подрядчиков.
В рамках реализации ведомственной целевой программы «Содействие обеспечению безопасности дорожного движения в городе Орле на 20162018 годы» за 2018 год установлено 8 светофорных объектов и 16 искусственных неровностей. На 110 улицах города нанесена дорожная разметка общей площадью свыше 56 тысяч кв. метров.
В 2019 году в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» планируется выполнить ремонт дорожного покрытия Кромского шоссе, участков улиц Комсомольской, Московской и Северной общей протяженностью 10 км. На реализацию работ предусмотрено выделение денежных средств в размере 240,3 млн руб.
Администрацией города Орла во взаимодействии с Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области формируется перечень мероприятий программы ремонта объектов уличнодорожной сети сверх планируемых лимитов, который включает дороги и тротуары на улицах первой и второй очереди, которые отремонтируем, если будут выделены дополнительные субсидии из регионального бюджета.
С целью поддержания в нормативном состоянии автомобильных дорог города Орла в рамках содержания уличнодорожной сети в 2019 году предусмотрено выделение 60 млн рублей на восстановление верхних слоев дорожного покрытия общей площадью более 50 тыс. кв. метров.
В марте этого года были проведены конкурсные процедуры по выбору подрядной организации на выполнение работ по восстановлению верхних слоев дорожного покрытия горячим асфальтобетоном. Также ведется претензионная работа с подрядными организациями, выполнявшими ремонт уличнодорожной сети в период с 2015 по 2018 годы по участкам, которые должны ремонтироваться в рамках гарантийных обязательств.
С целью содействия повышению безопасности дорожного движения в областном центре администрацией города Орла разработана и утверждена ведомственная целевая программа «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения в городе Орле на 2019 2021 годы». В рамках данной программы в 2019 году планируется обустроить четыре светофорных объекта, оборудовать четыре нерегулируемых пешеходных перехода, а также установить недостающие элементы дорожного регулирования (знаки, пешеходные ограждения, сигнальные столбики) на общую сумму 7,1 млн рублей.
Транспортное обслуживание населения в 2018 году осуществлялось в пределах утвержденной сети, состоящей из 34 автобусных, трех трамвайных и четырех троллейбусных маршрутов.
Маршруты городского электротранспорта обслуживало МУП «Трамвайнотроллейбусное предприятие». Автобусные маршруты – 25 индивидуальных предпринимателей на основании заключенных муниципальных контрактов. Ежедневный выпуск на линию автобусов в среднем составлял 331 единицу (93% от общего количества), трамваев – 25 единиц (86%), троллейбусов – 33 единицы (89%).
На шести автобусных маршрутах (№ 5, 9, 10, 20, 26, 47) и одном троллейбусном (№ 1) работает подвижной состав, оборудованный для перевозки маломобильных групп населения.
На всех муниципальных маршрутах действуют различные виды проездных билетов, а также предоставляется право оплаты проезда безналичным способом с использованием банковской карты.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 25 декабря 2018 года (№ 47/0860ГС) согласован тариф на разовый проезд, провоз багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла. Так, при наличном способе оплаты проезда стоимость составляет 20 рублей. При безналичной оплате проезда с применением банковской карты стоимость проезда составляет 17 рублей. Весь общественный транспорт города Орла, в том числе городской электрический транспорт, оборудован валидаторами для приема оплаты за проезд безналичным способом.
Контроль за работой пассажирского транспорта осуществляется посредством системы ГЛОНАСС. Расписание и схемы маршрутов размещены на официальном сайте администрации города Орла. Для удобства пассажиров на остановочных пунктах размещено 120 графиков движения, изготовленных на прочном материале типографским способом, с указанием интервалов, наименования маршрутов, контактных телефонов контролирующих органов. Двадцать остановочных пунктов оборудовано электронными табло, работает интернетресурс BUS57, позволяющий в режиме реального времени видеть местоположение автобусов на том или ином маршруте.
По результатам постоянно проводимого мониторинга в 2018 году перевозчикам за несоблюдение условий муниципальных контрактов было направлено 49 претензий с требованием устранения выявленных нарушений, из них:
– за неосуществление движения в вечернее время – 19;
– за несоответствие фактическому количеству единиц – 25;
– за неосуществление движения по схеме маршрута – 5.
В целях повышения безопасности перевозки пассажиров администрацией города Орла совместно с Управлением государственного автодорожного надзора проведены проверки мест стоянки подвижного состава индивидуальных предпринимателей на предмет прохождения предрейсового медицинского и технического осмотров, а также санитарного состояния транспортных средств перед выездом на линию со стоянок.
Управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла на основании данных, полученных в УГАДН, в УГИБДД УМВД России по Орловской области, ведется анализ нарушений ПДД, допущенных перевозчиками, ДТП, произошедших по их вине, а также нарушений лицензионных требований.
Информация о количестве нарушений ПДД водителями общественного транспорта будет учитываться как один из критериев отбора перевозчиков при проведении конкурса на право осуществления транспортного обслуживания населения.
Администрацией города Орла проводится разъяснительная работа с перевозчиками в части предупреждения дорожнотранспортных происшествий с участием пассажирского транспорта. На совещаниях с перевозчиками обязательно поднимаются вопросы о неукоснительном соблюдении водителями требований Правил дорожного движения, Правил перевозки пассажиров. Предпринимателям ставится задача о проведении регулярной разъяснительной работы и иных инструктажей с водителями по вопросу обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров.
В настоящее время основными проблемами в сфере пассажирских перевозок в Орле являются дублирование маршрутов муниципальной маршрутной сети автобусами, обслуживающими межмуниципальные, так называемые, трехзначные маршруты. А также несоблюдение перевозчиками расписания движения автобусов, особенно в вечернее время.
Для решения этих проблем администрацией города Орла совместно с профильным Департаментом Орловской области ведется работа по созданию единой схемы организации транспортного обслуживания населения в границах города Орла и Орловского района Орловской области, которая позволит систематизировать работу городского и пригородного пассажирского транспорта.
Работу по созданию единой схемы планируется завершить до 1 августа 2019 года.
Содействие развитию потребительского рынка
В 2018 году администрация города в рамках своих полномочий, предусматривающих создание условий для обеспечения жителей города услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечила удовлетворение потребительского спроса населения в полном объеме.
Потребительский рынок города Орла включал на начало текущего года 4673 объекта (на 24 объекта больше 2017 года), в том числе 2439 стационарных объектов розничной и оптовой торговли, 492 киоска и павильона, 12 постоянно действующих ярмарочных площадок, 526 предприятий общественного питания, 1204 предприятия по оказанию услуг.
В 2018 году открылись 4 новых торговых центра, всего в настоящее время в городе работают более шестидесяти торговых центров и комплексов, а 118 хозяйствующих субъектов имеют торговые сети на территории города Орла, включающие 876 объектов. В сфере потребительского рынка занято более 6 тысяч субъектов малого предпринимательства.
Оборот розничной торговли крупных и средних предприятий за 2018 год составил 38,5 млрд рублей, увеличился по сравнению с 2017 годом в сопоставимых условиях на 5,4%, оборот общественного питания — 0,9 млрд рублей, снизился на 1,3%.
В рамках полномочий администрация города Орла осуществляет работу по организации и упорядочению нестационарной торговой сети. За прошлый год по результатам 7 аукционов заключено 100 договоров по размещению передвижных нестационарных объектов на территории города. Также заключено 12 договоров на размещение на территории города объектов праздничной торговли. По итогам аукционов в бюджет города от хозяйствующих субъектов, организующих нестационарную и праздничную торговлю, поступило 3,3 млн рублей (в 2017 году – 3,1 млн рублей).
Осуществлялся постоянный контроль за выполнением условий заключенных договоров. В частности, за соответствием внешнего вида объектов утвержденным проектам, соблюдением санитарных требований к содержанию прилегающей территории. Отмечу, что выявленные нарушения предпринимателями устранялись.
Работники администрации города Орла совместно с сотрудниками РОВД систематически проводили рейды по пресечению фактов несанкционированной торговли. В установленном порядке проводилась работа по выявлению и демонтажу заброшенных объектов мелкорозничной торговли.
В течение 2018 года проводился еженедельный мониторинг цен на 40 наименований продовольственных товаров повседневного спроса, результаты которого передавались в правительство Орловской области и прокуратуру Советского района города Орла.
По просьбам горожан каждую субботу и воскресенье на 4 ярмарочных площадках в разных районах города проводятся ярмарки «Хлебосольный выходной», где горожанам предлагаются товары непосредственно от производителя. Большую часть общего объема представленного ассортимента занимает продукция орловских производителей. Всего в 2018 году было проведено более 300 ярмарок выходного дня и тематическая ярмарка «День меда».
В рамках оптимизации ярмарочной торговли с прошлого года места на ярмарках «Хлебосольный выходной» предоставляются на платной основе (в субботние дни установлены тарифы: за 1 кв. м торгового места – 50 рублей, за 1 машиноместо для легковых автомобилей – 100 рублей, для коммерческого транспорта – 200 или 300 рублей в зависимости от грузоподъемности; в воскресные дни тарифы составляют 50% от субботних тарифов). Гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими, торговые места предоставляются бесплатно. Взимание платы позволяет компенсировать затраты на выполнение работ и оказание услуг, связанных с организацией деятельности ярмарки и продажи товаров на ней (то есть услуги персонала, обеспечивающего работу ярмарки, уборка территории, установка биотуалетов, контейнеров для сбора мусора, проведение ветеринарносанитарной экспертизы на местах продажи товаров, информационные и иные услуги, предоставляемые участникам ярмарки). Практика показывает, что условия ярмарочной торговли с введением платы улучшились.
Социальная сфера
Образование
В 2018 году количество учащихся и воспитанников муниципальных образовательных учреждений увеличилось по сравнению с 2017 годом на 1,4 тысячи и достигло 70 тысяч человек. В частности, в общеобразовательных учреждениях – 33,5 тысяч школьников, в дошкольных учреждениях – 18,4 тысячи воспитанников, в учреждениях дополнительного образования – 18,1 тысячи. Количество и состав учреждений образования не изменились.
С 1го по 9й классы во всех школах города введены новые федеральные образовательные стандарты начального и основного среднего общего образования, осуществляется переход на новые стандарты учащихся 10х классов.
Обеспечивается высокое качество образования. По результатам Государственной итоговой аттестации в 2018 году 98% выпускников 9х классов успешно сдали экзамен по математике, более 99% – по русскому языку.
ЕГЭ по русскому языку успешно сдали все выпускники 11х классов, по математике базового уровня — 98,6%. 25 выпускников получили 100 баллов (в 2017 году – 21). Ученица лицея № 40 набрала 100 баллов по трем предметам. Медалями «За особые успехи в учении» награждены 202 выпускника.
В городской системе образования проводится большая работа с одаренными и талантливыми детьми, которая дает хорошие результаты. Победителями и призерами регионального этапа олимпиады школьников в 2018 году стали 146 учащихся города Орла. Высокий уровень подготовки продемонстрировали 10 школьников, участвовавших в заключительном этапе Всероссийской олимпиады, ученик 11го класса гимназии № 39 стал ее призером.
Для талантливых и одаренных ребят проводится ежегодный муниципальный конкурс «Ученик года», победителем которого в 2018 году стала ученица лицея № 1.
Ежегодно по итогам городского конкурсного отбора 45 лучших школьников и воспитанников учреждений дополнительного образования получают ежемесячную муниципальную стипендию. Стипендий губернатора Орловской области были удостоены 13 школьников, одна ученица стала обладателем гранта губернатора Орловской области.
В 2018 году школы № 6, 37, лицей № 4, гимназии № 16, 34, 39 заключили с Орловским государственным университетом им. И.С. Тургенева соглашения о совместной работе по профильному обучению школьников и используют при обучении научный потенциал и базу университета.
Что касается различных форм отдыха и оздоровления детей города Орла, то на его организацию в 2018 году было израсходовано 36,1 млн рублей. 1646 детей отдохнули в загородных оздоровительных лагерях, санаториях, 6675 детей – в пришкольных лагерях, организованных на базе общеобразовательных учреждений.
В муниципальных детских садах успешно реализуется федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. На 1 января 2019 года все дети от 3 до 7 лет, нуждающиеся в устройстве в дошкольное учреждение, обеспечены местами в муниципальных дошкольных учреждениях.
Для детей, не посещающих дошкольные учреждения, в трех детских садах функционируют группы кратковременного пребывания, в 42 детских садах созданы консультативные пункты для их родителей.
Для поддержки детей с проблемами в развитии (740 детей) функционируют 9 детских садов, открыты 39 логопунктов, в четырех детских садах работают группы с круглосуточным пребыванием детей.
В 2018 году, в дополнение к ранее оборудованным по государственной программе «Доступная среда» девяти дошкольным учреждениям, добавился детский сад № 8, где теперь созданы условия для получения качественного образования детьмиинвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Отличные результаты традиционно показывают воспитанники учреждений дополнительного образования города. Среди них много дипломантов и лауреатов конкурсов, победителей и призеров соревнований различных уровней. Очень важно, что контингент воспитанников, получающих дополнительное образование на бесплатной для родителей основе, не уменьшается.
Новые профессиональные победы в минувшем году одержали орловские учителя. Так, педагог дополнительного образования детского сада № 48 стал победителем Всероссийского конкурса «Воспитатель года2017», такую высоту до него не покорял ни один педагог из Орловской области.
Призером Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям» стал педагог Дома детского творчества № 3, а директор этого учреждения – лауреатом Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Молодые управленцы».
Наши учителя победили в областных этапах Всероссийских конкурсов «Учитель года2018» и «Воспитатель года2018», региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования.
Гранты губернатора Орловской области получили в 2018 году 12 лучших педагогических работников дошкольных и общеобразовательных учреждений, 3 педагога учреждений дополнительного образования получили премии губернатора. Ежегодную муниципальную премию в размере 30 тыс. рублей получили 10 лучших педагогических работников.
Среднемесячная заработная плата в муниципальных учреждениях образования увеличилась по сравнению с 2017 годом и составила: у учителей муниципальных общеобразовательных учреждений – 24 190 рублей (рост на 3,7%), у педагогических работников общеобразовательных учреждений — 23 715 рублей (рост на 4,5%), у педагогических работников детских садов — 22 337 рублей (рост на 7,2%), педагогических работников учреждений дополнительного образования — 24 987 рублей (рост на 10,4%).
На ремонт учреждений образования в бюджете города Орла было выделено 11,2 млн рублей, кроме того, 2,9 млн рублей израсходовано на мероприятия по энергосбережению.
По программе наказов избирателей депутатам горсовета в 2018 году на ремонт образовательных учреждений, приобретение технологического и учебного оборудования, учебных материалов, мебели, оргтехники было предусмотрено 16,5 млн рублей. По областной программе наказов избирателей – 7,0 млн рублей.
Был проведен капитальный ремонт одного детского сада, в 7 учреждениях выполнен текущий ремонт кровли, в 41 учреждении проведена выборочная замена оконных блоков, в 27 учреждениях проведен ремонт в учебных и специализированных помещениях, в 2 детских садах отремонтированы асфальтовые покрытия территорий, в 3 учреждениях проведен частичный ремонт фасадов.
Новая мебель поступила в 58 учреждений, технологическое оборудование для пищеблоков – в 35 учреждений, компьютерное оборудование обновлено в 32 учреждениях, учебное оборудование – в 39 учреждениях, на игровых площадках 25 детских садов установлено новое оборудование, малые игровые формы.
Вместе с тем самой острой проблемой для муниципальной системы образования является недостаточность средств: бюджетное финансирование в 2018 году составило 85% от потребности с учетом погашения кредиторской задолженности за 2017 год. Это стало причиной возникновения кредиторской задолженности (на 1 января 2019 года она составила 477 млн рублей), которая, в свою очередь, привела к блокировке Управлением Федерального казначейства по Орловской области лицевых счетов учреждений образования. В конце года лицевые счета были заблокированы у 125 учреждений из 143.
Помимо этого, текущими проблемами учреждений образования остаются:
недостаточность нового школьного и дошкольного оборудования, необходимого для внедрения новых стандартов обучения;
– потребность в обновлении материальной базы технических кружков и секций в учреждениях дополнительного образования;
– необходимость ремонта асфальтового покрытия территорий большинства учреждений, в первоочередном порядке – в 5 детских садах;
– необходимость установки систем видеоконтроля в 27 учреждениях;
– потребность в проведении специализированного обследования зданий школ, так как 60% их имеют срок эксплуатации свыше 50 лет, а три школы (№ 2, 29, 48) построены в дореволюционный период.
Решению этих проблем будем уделять самое серьезное внимание, изыскивая для этого все возможности.
Молодежная
политика
В 2018 году реализовывалась ведомственная целевая программ «Молодежь города Орла на 2017–2019 годы». Большое внимание уделялось патриотическому воспитанию детей и молодежи, формированию у молодежи правосознания и нравственных ценностей, толерантности и уважения к представителям других народов, культур, религий.
Совместно с ветеранскими организациями проводились торжественные митинги, посвященные Дню памяти воиновинтернационалистов, Дню пограничника, Дню военноморского флота, Дню воздушнодесатных войск, Дню Неизвестного солдата и другие. В рамках празднования 73й годовщины Победы в Великой Отечественной войне и 75й годовщины освобождения Орла и Орловской области от немецкофашистских захватчиков был проведен городской фестиваль патриотической песни «Моя Россия2018», мероприятия «Свеча памяти», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Встреча поколений».
В апреле 2018 года были проведены молодежные экологопатриотические акции «Парк Победы» и «Могила Героя», то есть приводились в порядок парк Победы и четыре военных мемориала.
Также проводились мероприятия, направленные на повышение престижа военной службы, воспитание в молодых гражданах чувства гордости и уважения к Отечеству, российской символике, историческому и культурному наследию России. Совместно с военными комиссариатами проводилась работа с допризывной молодежью по подготовке к военной службе. Организовывались торжественные проводы призывников в ряды Вооруженных сил РФ, проведен военнопатриотический конкурс «В армии служить почетно!».
Совместно с УФМС России по Орловской области ежеквартально проводились церемонии вручения паспортов юным орловцам.
«Территория безопасности. Цифровое пространство разъединяет или объединяет поколения?» – в молодежном форуме под таким названием приняли участие более четырехсот студентов, а также представители общественных организаций, правоохранительных органов и эксперты по коммуникационным технологиям. На мероприятии обсуждались наиболее важные вопросы организации профилактической работы в сети Интернет, защиты подростков от вредного воздействия негативной информации.
В рамках мероприятий по профилактике правонарушений и распространения наркомании, токсикомании, ВИЧинфекции, алкоголизма, курения и других вредных привычек в молодежной среде в 2018 году совместно с Центром по противодействию экстремизма УМВД России по Орловской области, Управлением по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Орловской области, Орловским наркологическим диспансером, Орловским центром «СПИД» и инфекционными заболеваниями проводились встречи со студентами образовательных организаций высшего образования и образовательных организаций среднего профессионального образования по вопросам сохранения и укрепления здоровья, влияния на него негативных факторов.
В декабре 2018 года состоялась торжественная церемония награждения победителей городского конкурса «Молодые лица города2018». Конкурс проводился по 14 номинациям. Жюри определило самых достойных спортсменов, деятелей культуры, журналистов, ученых, преподавателей, медиков и волонтеров.
Для молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию и состоящих на различных видах профилактического учета, проводились молодежные акции и мероприятия: «Культурное наследие Орловщины», городская интеллектуальнопознавательная программа «Листая страницы истории», «Отчизны верные сыны», «Я горжусь тобой, Россия!», «Вам дарим доброту и радость».
В районах активно работают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, антинаркотические комиссии, на территориях районов еженедельно осуществляются рейды «Социального патруля» для оказания оперативной социальной помощи, осуществления комплексного межведомственного сопровождения семей и несовершеннолетних, находящихся в группах социального риска. С подростками, состоящими на профилактическом учете, работают наставники из числа педагогов, мастеров производственного обучения, члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В результате отрадно отметить, что число совершенных несовершеннолетними преступлений в 2018 году по сравнению с 2017 годом сократилось на 24,4%.
С целью обеспечения временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте 14–18 лет в свободное от учебы время была организована работа молодежных экологических отрядов. В период с апреля по октябрь около семисот подростков были заняты работами по уборке улиц, скверов, парков города. При трудоустройстве в экологические отряды приоритетным правом пользовались подростки из числа сирот, из неполных, многодетных, малообеспеченных семей, а также подростки, состоящие на различных видах профилактического учета. На организацию работы экологических отрядов из бюджета города Орла в 2018 году затрачено 3,1 млн рублей.
Культура
Структура муниципальных учреждений культуры города в 2018 году не изменилась: в городе осуществляют свою деятельность 15 муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования. В школах искусств города обучается более пяти тысяч детей, услугами библиотек пользуется каждый четвертый житель города, в кружках и студиях занимается 3,3 тысячи человек, в течение года учреждениями культуры проведено более трех тысяч мероприятий.
Большинство мероприятий в минувшем году были посвящены 200летию со дня рождения И.С. Тургенева и 75й годовщине освобождения города Орла и Орловской области от немецкофашистских захватчиков.
В рамках празднования 200летия со дня рождения И.С. Тургенева, во исполнение Указа Президента РФ В.В. Путина от 05.03.2014 г. и Распоряжения Правительства РФ от 1 декабря 2014 г. № 2426р «О праздновании 200летия со дня рождения И.С. Тургенева» в городе Орле в учреждениях культуры и образования проведено более 300 мероприятий: театральные фестивали, спектакли по произведениям И.С. Тургенева, обзорные выставки литературы, конкурсы рисунков, классные часы, открытые чтения по произведениям И.С. Тургенева, беседы о жизни и творчестве великого писателя.
Ярким юбилейным событием стало проведение в Орловской детской школе изобразительных искусств и ремесел, при поддержке Министерства культуры РФ, IV Международного конкурса в области изобразительного искусства «И.С. Тургенев. Читаем. Рисуем», в котором приняли участие 1300 человек из 20 стран мира.
В рамках юбилейных мероприятий состоялся ретропробег отечественных автомобилей, литературнокулинарный фестиваль «Тургеневский бережок», фестиваль народного творчества людей пожилого возраста «Любимый край – Тургенева земля», II Международный фестиваль «Мода на русское», Всероссийская художественная выставка «Образ Родины – IV».
Школы искусств традиционно вели большую творческую и просветительскую работу. Воспитанники школ участвовали в концертах, выставках, мероприятиях по патриотической направленности, программах, посвященных знаменательным и праздничным датам.
Работу орловских школ искусств обеспечивают 23 педагогических коллектива, в них занимаются 80 коллективов учащихся. Звание «Образцовый» имеют 18 коллективов. Исполнительский и профессиональный уровень подготовки учащихся школ искусств подтверждает большое количество наград, которые учащиеся получают на престижных городских, областных, региональных, всероссийских, международных конкурсах и фестивалях. Так, победителем Общероссийского конкурса «50 лучших детских школ искусств», в котором принимали участие представители 85 субъектов РФ, в 2018 году стала МБУДО «Орловская детская хореографическая школа» и вошла в список лучших школ России уже во второй раз.
В 2018 году 16 учащихся школ стали обладателями муниципальной стипендии для одаренных детей и учащейся молодежи города Орла, шесть – стипендиатами губернатора Орловской области.
Большую, интересную работу по популяризации книг и чтения проводят наши 18 муниципальных библиотек. Их услугами только в минувшем году воспользовались 83,1 тыс. человек (это 26% от численности населения города Орла). За год было выдано 40,2 тысячи библиографических справок, в том числе 14,3 тысячи – удаленным пользователям.
Документный фонд муниципального учреждения «Централизованная библиотечная система города Орла» на 1 января 2019 года составил 702,0 тыс. экземпляров, из них 7,5 тысячи получено в 2018 году.
Библиотеки имеют 4 сайта и 14 групп в социальных сетях, во всех библиотеках организованы автоматизированные рабочие места для пользователей с выходом в интернет. Заключены договоры на предоставление доступа в диссертационный зал Российской государственной библиотеки и к базе электронных книг.
Специалисты библиотек Орла стали победителями во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Современная библиотека: научнообразовательная и культурнопросветительская роль», ежегодном областном конкурсе «Библиотека в социокультурном пространстве региона» в номинациях «Лучший работник городской библиотеки» и «Лучшая городская библиотека», XIV областном конкурсе научных работ по библиотековедению, библиографии и книговедению им. В.Н. Денисьева.
В 2018 году муниципальному учреждению «Централизованная библиотечная система города Орла» предоставлено нежилое помещение, расположенное на ул. Комсомольской, 65, для размещения центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина.
Также в минувшем году продолжалась работа в области охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия. В соответствии с охранными обязательствами проводились плановые ремонтные работы по содержанию фасадов зданий, утвержденные актом технического состояния объекта, составляющим неделимое целое с охранными обязательствами.
В 2018 году выданы задания на проведение работ в отношении трех жилых домовпамятников, расположенных на ул. Карачевской, 41; ул. Комсомольской, 187 и ул. Московской, 104. Собственникам выдано два согласования на перепланировку помещений, расположенных в объектах культурного наследия, согласно представленной проектной документации, а также два согласования на размещение вывесок и рекламноинформационных конструкций.
В целях обеспечения условий для установки информационных надписей на объекты культурного наследия проведена работа по актуализации списков собственников объектов культурного наследия местного значения города Орла.
В прошлом году в рамках проведения памятномемориальных мероприятий Орловским городским Советом народных депутатов были приняты решения об установке памятника пожарным и спасателям Орловщины, бюстов героямразведчикам Санько Ивану Дмитриевичу и Образцову Василию Ивановичу на бульваре Победы, водрузившим победное Красное Знамя на доме № 5 на пл. Мира в городе Орле 5 августа 1943 года, а также трех мемориальных досок.
Большая работа в городе учреждениями культуры проводилась по организации массового отдыха жителей города. В частности, народных гуляний, посвященных государственным и христианским праздникам, праздничных концертов, фестивалей, конкурсов, выставок.
Живой интерес у горожан вызвали новогодние мероприятия, представленные в новом формате. В первую очередь это выразилось в праздничном оформлении города. Кроме традиционных новогодних украшений в городе были установлены новые объемнодекоративные конструкции: «Арка Орнамент», «Геометрическая фигура Шар», «Световые фонтаны «Шатер», «Водопад» и «Шар», «Светодиодные малые и большие коридоры с часами». Были установлены новые новогодние искусственные ели перед зданиями театра «Свободное пространство», Орловского городского центра культуры, Дома быта, на бульваре Победы и на площади Содружества. Были обустроены площадки для праздничной ярмарочной торговли с установкой 50ти торговых павильонов на улице и площади Ленина, а также на площадке перед входом в Городской парк культуры и отдыха. На площади Ленина был смонтирован ледовый каток.
В течение всего праздничного периода на площади Ленина для жителей и гостей города силами учреждений культуры города Орла и Орловской области проводились театрализованные представления, музыкальные интерактивные программы, а на ледовом катке для всех желающих проходили мастерклассы по обучению фигурному катанию и игре в хоккей.
Более 1,5 тысячи детей, отличившихся успехами в учебе, творчестве и спорте, и детей, состоящих на учете в органах социальной защиты, получили новогодние подарки на муниципальных елках.
В рамках ежегодной новогодней благотворительной акции муниципальных детских творческих коллективов «Свет Рождественской звезды» на приобретение оборудования для Орловской областной молодежной общественной организации «Орловские родники» было собрано 145 тысяч рублей.
Также в течение года в муниципальных учреждениях успешно реализовывались творческие проекты, интересные и доступные различным категориям гостей и жителей города. Среди них социальнокультурные акции «Свет Рождественской звезды», «Орел – территория культуры и здоровья», «Мой дед героем был – и я таким же стану», митингконцерт «А завтра была война», акция – митинг памяти «Пусть сияет та минута», торжественный концерт «Мой Орел летает высоко!», нравственно – патриотические мероприятия «А память священна» и многие другие. В КДЦ «Металлург» в числе прочих мероприятий прошел Международный фестиваль «Ветер перемен», в котором приняли участие более 3000 человек из Орла, Брянска, Курска, Воронежа; традиционный ежегодный городской фестиваль для людей с ограниченными возможностями «Поверь в мечту2018». Муниципальным театром «Русский стиль» им. М.М. Бахтина выпущено четыре премьерных спектакля. Муниципальный ансамбль танца «Славица» принял участие в организации областной выставкиярмарки «Золотой урожай Орловщины», которая проходила в рамках Дней Орловской области в городе Москве.
В дни празднования 75й годовщины освобождения города Орла и Орловской области от немецкофашистских захватчиков и Дня города прошли фестивали народного творчества «Орловское лето», народных промыслов и ремесел «Плешковская мастерская», русского гостеприимства «Самоварфест» и международный фольклорный фестиваль «Орловская мозаика», в котором приняли участие творческие коллективы из Беларуси, Москвы, Курска, Донецка, Адыгеи, Краснодарского края, Воронежской и Орловской областей. Также на площади Ленина состоялись показательные выступления батальона Почетного караула Преображенского полка.
Творческие коллективы учреждений культуры участвуют в международных, всероссийских и региональных фестивалях и конкурсах, часто становятся их призерами и лауреатами.
Отмечу, что в 2018 году существенно увеличилась заработная плата работников учреждений культуры по сравнению с 2017 годом. Так, средняя заработная плата педагогических работников школ искусств составила 25 388 рублей (рост на 1,2%), средняя заработная плата работников учреждений культуры составила 24 581 рубль (рост на 9%).
Дальнейшее развитие культурной среды города в значительной степени будет осуществляться на основе ведомственной целевой программой «Развитие отрасли культуры в городе Орле на 2017 – 2019 годы».
Физкультура и спорт
В рамках ведомственной целевой программы «Развитие физической культуры и массового спорта в городе Орле на 2017–2019 годы» в 2018 году организовано проведение 144 физкультурноспортивных и оздоровительных мероприятий среди жителей города Орла, в том числе:
– чемпионаты, первенства и Кубки города по различным видам спорта;
– соревнования в зачет Универсиады учреждений высшего образования, Спартакиады среди учреждений среднего профессионального образования, Спартакиады общеобразовательных учреждений;
– фестиваль «Дошкольники сдают ГТО» среди воспитанников подготовительных групп дошкольных учреждений;
– комплексные физкультурноспортивные и оздоровительные мероприятия и соревнования по различным видам спорта среди работников трудовых коллективов – Спартакиада среди работников трудовых коллективов, включая соревнования по минифутболу, пляжному волейболу, настольному теннису, пулевой стрельбе, баскетболу;
– массовые физкультурноспортивные мероприятия, физкультурнооздоровительные мероприятия по месту жительства и другие мероприятия.
Всего в физкультурных и спортивных мероприятиях в 2018 году приняли участие около 23,2 тыс. жителей города Орла (в 2017 году — 26 тыс. жителей).
Управлением социальной поддержки населения, социальной поддержки населения, физической культуры и спорта администрации города Орла 450 спортсменам города Орла был присвоен второй спортивный разряд и 402 спортсменам – третий спортивный разряд; 29 спортивным судьям была присвоена вторая квалификационная категория, 97 спортивным судьям – третья категория.
Социальная политика, адресная социальная помощь
В Орле создана и эффективно действует система предоставления гражданам города Орла дополнительных мер социальной поддержки, содействия активному участию ветеранов, инвалидов, малообеспеченных граждан в жизни общества, решения вопросов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних и несовершеннолетних граждан в соответствии с переданными государственными полномочиями.
В настоящее время состоят на учете более 16 тысяч получателей дополнительных мер социальной поддержки, из них 1069 человек – в отделе опеки и попечительства.
Городским бюджетом на предоставление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в 2018 году выделено 75,3 млн рублей, из них 3,5 млн рублей – на оказание различных видов социальной помощи малоимущим гражданам: приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости, лечение и на прочие нужды. В предыдущем году комиссионно обследовано около трех тысяч семей, в том числе семьи социального риска. По итогам обследования оказана материальная помощь 198 семьям.
Кроме того, почти 1,2 млн рублей было выделено из резервного фонда администрации города для 48 семей, попавших в экстремальную ситуацию, в том числе: 21 семье, проживающей в доме № 3 на улице Герцена; 6 семьям, проживающим в доме № 11 на улице Красноармейской; 2 семьям, проживающим в доме № 26 на улице Бурова.
Четырем семьям, у которых родственники пострадали в результате дорожнотранспортного происшествия с участием троллейбуса, выделены денежные средства из резервного фонда администрации города Орла в размере 300,0 тыс. рублей.
Ежемесячно получали компенсационные выплаты на оплату жилых помещений более 15 тысяч горожан, компенсационные выплаты на содержание лифтового хозяйства и уборку лифта – 738 человек. Выплачивались пенсии и пособия участникам вооруженных конфликтов последних лет, получившим инвалидность вследствие военной травмы, почетным гражданам города Орла, лицам, занесенным в Книгу почета, и другим категориям в соответствии с решениями Орловского городского Совета народных депутатов.
Важнейшей задачей для городской власти является создание благоприятных условий для активного участия инвалидов, приемных родителей, опекунов в жизни общества. В минувшем году продолжили свою работу общественный Совет по делам инвалидов и общественный Совет опекунов (попечителей), приемных родителей, усыновителей, в ходе заседаний которых поднимались самые актуальные вопросы.
Активному участию пожилых людей, инвалидов, малообеспеченных граждан в жизни общества способствуют социально значимые мероприятия. Такие, как День семьи, День защиты детей, чествование опекунов выпускников общеобразовательных учреждений из числа детейсирот, День пожилого человека, акция «Дорога в школу», Декада инвалидов, День матери и другие.
С благодарностью отмечу, что представители бизнессообщества оказывают существенную помощь в реализации социальных проектов. Уже традиционными стали такие проекты при поддержке орловских предпринимателей, как: «Тебе, любимый город», «Отзовитесь, добрые сердца!», «Мамы разные нужны, мамы разные важны», «Пикник со старшим братом», «Долг» и другие.
За счет финансирования из областного бюджета администрация города Орла осуществляет полномочия по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав отдельных категорий граждан: детейсирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и ряда других.
В рамках указанных полномочий в 2018 году выполнено следующее:
– детямсиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставлено 76 однокомнатных квартир;
– 3 инвалидам и семьям, имеющим детейинвалидов, инвалидам и участникам боевых бедствий, предоставлены единовременные денежные выплаты на приобретение жилья на общую сумму 1,3 млн рублей;
– предоставлено 6 государственных жилищных сертификатов на сумму 7,3 млн рублей, в том числе: гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – 1 сертификат; гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненным к ним лицам – 5 сертификатов.
– из 11 помещений, приобретенных во исполнение судебных решений, 6 помещений предоставлено гражданам, страдающим заболеваниями, при которых невозможно совместное проживание, а также для переселения из домов, признанных аварийными, в 2018 году, остальные 5 помещений – в текущем году.
Для оказания помощи в улучшении жилищных условий молодым семьям администрацией города реализуется муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2017–2020 годы». В 2018 году социальные выплаты по ней получили 13 молодых семей.
Общественное самоуправление, работа с обращениями граждан, взаимо-действие со СМИ
Администрация города Орла большое внимание уделяет активизации деятельности территориального общественного самоуправления города Орла с целью максимального привлечения жителей к решению вопросов местного значения и в процесс формирования комфортной городской среды.
В настоящее время в городе зарегистрировано 368 органов ТОС (244 домовых комитета, 123 уличных комитета, 1 комитет подъезда), в том числе по районам: в Северном – 72, в Советском – 94, в Железнодорожном – 85, в Заводском – 117.
Активно работает территориальный комитет общественного самоуправления «Центральный», Общественный совет председателей уличных комитетов Железнодорожного района города Орла, Координационный совет руководителей органов ТОС Советского района. В 2018 году состоялось 3 заседания Совета по территориальному общественному самоуправлению при администрации города Орла, созданного в 2017 году. В течение года проведены обучающие семинары для представителей органов ТОС по прямым расчетам с ресурсоснабжающими организациями и замене приборов учета.
В 2018 году прошел 10й юбилейный конкурс на звание «Лучший дом (подъезд, дворовая территория, улица)» среди органов территориального общественного самоуправления города Орла, на конкурс было подано свыше 70 заявок, большинство из них в номинации «Лучшая дворовая территория». По итогам конкурса в каждом районе города Орла прошел праздник, приуроченный к Дню города.
Активно работающие руководители ТОС получают премии в связи с юбилейными датами, компенсацию 50% коммунальных платежей за счет средств городского бюджета.
Говоря об обратной связи жителей и городской власти, отмечу, что в 2018 году в администрацию города Орла поступило 62,3 тысячи обращений граждан. Из них 50,8 тысячи – обращения на телефоны Единой диспетчерской службы, 11,2 тысячи – письменные обращения, 0,3 тысячи – устные обращения граждан на личных приемах у руководителей администрации.
В 2018 году было создано муниципальное казенное учреждение «Единая дежурнодиспетчерская служба», на базе которой функционирует система обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру 112 и спасательная служба оповещения и связи города Орла. На круглосуточном дежурстве находятся 6 диспетчеров и операторов.
Около 76% всех письменных обращений касались городского хозяйства, ремонта уличнодорожной сети, благоустройства придомовых территорий, работы пассажирского транспорта, а также уличного освещения и жилищных вопросов.
24% обращений касались социальной сферы (основная часть из них связана с оказанием материальной помощи и защитой имущественных прав несовершеннолетних и недееспособных граждан).
В течение прошлого года в соответствии с утвержденным графиком я и мои заместители приняли более трехсот горожан. Кроме того, прием горожан проводится и вне графика, если вопросы требуют оперативного решения или ктото из жителей просит о срочной личной встрече.
Важными каналами обратной связи с жителями для администрации города как органа местного самоуправления являются СМИ, а с прошлого года и общение в социальных сетях. В 2018 году через социальные сети на мои личные аккаунты и аккаунты администрации города в целом поступило около восьмисот обращений граждан.
В электронной рассылке прессслужбы около 150 адресов журналистов, которые представляют свыше 50 интернетизданий, газет, журналов, телерадиокомпаний, информагентств местного, регионального и федерального уровней. Этот список регулярно пополняется. Все они при обращении оперативно получают ответы и комментарии на свои запросы. Это же относится и к обращениям жителей в социальных сетях.
Ежемесячно я участвую в интерактивной программе «Контакт» на канале «Россия 24» и ежеквартально – в прямом эфире программы «Актуальное интервью» на Первом областном телеканале. Все обозначенные телезрителями во время эфиров проблемы берутся на контроль до получения требуемого результата. Во всех случаях, когда телезрители, обратившиеся к главе во время эфиров, оставляют свои контакты, с ними по телефону связываются руководители или специалисты администрации, для решения адресных проблем выезжают на места.
Результатом взаимодействия прессслужбы администрации города Орла с представителями СМИ в минувшем году стали сотни телевизионных сюжетов и передач на телеканалах, несколько тысяч печатных и интернетматериалов о событиях городской жизни и решении вопросов местного самоуправления.
Администрация города Орла и в работе со СМИ, и в общении через социальные сети неизменно соблюдает принципы открытости, равного доступа и оперативности. Эти основополагающие принципы будут сохранены, а работа в этом направлении — совершенствоваться.
______________
В завершение отчета отмечу, что приоритетными задачами администрации города Орла в этом году являются:
- системная работа по увеличению собственных доходов бюджета при оптимизации расходов;
- обеспечение бесперебойного функционирования городского хозяйства;
- обязательное исполнение входящих в муниципальные полномочия социальных обязательств перед населением города;
- обеспечение активного участия жителей города как в формировании городских программ благоустройства, так и в общественном контроле за качеством работ по ним.