Мэр Орла Василий Новиков
Уважаемые жители Орла, депутаты, представители администрации города!
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления, ст. 17 Устава города Орла представляю отчет о результатах деятельности в 2018 году и основных направлениях развития города Орла в 2019 году.
2018 год запомнится жителям Орла прежде всего новым и ярким лицом города. Мы стали участниками преображения целого ряда знаковых мест Орла. Я хочу отметить: мы вместе, власть и общество, депутаты и активные жители города определяли, какие территории требуют первоочередного благоустройства. Результатом стал детский смех у светомузыкального фонтана в сквере «Юность», желание орловцев выйти на прогулку к колоннаде Городского парка, на Тургеневский бережок, в сквер «Орлята» и т. д.
В первый раз отчитываясь перед вами в 2016 году, я говорил о необходимости стремиться к тому, чтобы городские территории были удобны для всех – пешеходов и автомобилистов, пожилых людей и мам с детскими колясками. Чтобы зеленые зоны гармонично переходили друг в друга. Сегодня мы движемся в таком направлении.
При поддержке губернатора Орловской области Андрея Евгеньевича Клычкова, с помощью федерального финансирования нам удалось выйти на такой уровень благоустройства общественных территорий, который мы знали только в год юбилея города. Все это наши достопримечательности, новое лицо Орла.
В ремонте дворовых территорий нам удалось эффективно сделать работу над ошибками 2017 года. Мы убедились, что передача функций заказчика в управление капитального строительства администрации города Орла позволила с должным уровнем ответственности контролировать работу подрядчиков и провести ремонт дворовых территорий качественно и в срок.
Приносили конкретный результат действующие программы развития города.
В 2018 году благодаря модернизации дорожной инфраструктуры в Орле снизилось количество дорожнотранспортных происшествий на 28%, а число пострадавших в ДТП стало меньше чем в 2017 году на 100 человек. Этого мы добиваемся третий год подряд благодаря программам «Содействия безопасности дорожного движения» и «Безопасный город».
В отчетном периоде, несмотря на непростую финансовую ситуацию, нам удалось обеспечить взятые на себя социальные обязательства. В том числе и такие, которые федеральным законодательством не прописаны в числе муниципальных полномочий. Это:
поддержка инвалидов и семей, имеющих детейинвалидов, проживающих в частном жилищном фонде;
компенсация платы за содержание лифтового хозяйства;
социальная поддержка педагогических работников и молодых специалистов, приступивших к педагогической работе.
Несмотря на все напряжение с доходами бюджета, в 2018 году сохранялось бесплатное питание всех школьников города Орла.
Сегодня многие жители города спрашивают меня, мэра, депутатов городского Совета, представителей администрации Орла, почему в 2019 году мы, как и в других регионах России, были вынуждены отказаться от этой меры социальной поддержки?
Этот вопрос в Орле звучит особенно остро потому, что областной центр является налоговым донором всего региона. Здесь, в Орле, собирается и перечисляется более половины налоговых доходов Орловской области. Так почему же формирование и исполнение бюджета города Орла осуществляется в условиях хронической недостаточности финансовых средств?
Сегодня очевидно, что размер дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности и на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов, предусмотренный в областном бюджете на 2019 год, не обеспечивает в полном объёме потребностей муниципальных образований на решение вопросов местного значения.
Действующее налоговое и бюджетное законодательство значительно ограничило доходную базу муниципальных образований.
Снижение кадастровой стоимости земель в результате судебных решений, реализация большей части ликвидного имущества также привели к уменьшению доходов по данным источникам.
Например, если в 2015 году земельный налог приносил в казну города доход в размере 366 млн рублей, то в 2019 году доходы по данному источнику планируется получить в размере 285 млн рублей, т. е. со снижением на 81 млн рублей (22%); доходы от реализации имущества в 2015 году составили 271 млн рублей, в 2019 году прогнозируются в сумме 60 млн рублей ( 40%).
Самые значительные негативные последствия на доходную базу городского бюджета связаны с внесенными изменениями в федеральное и региональное законодательство.
В результате с 1 января 2014 года норматив отчислений в городские округа одного из основных источников поступлений в муниципальную казну – налога на доходы физических лиц – сокращен с 30 % до 20 %. Это привело к ежегодным потерям доходов городского бюджета по данному источнику в сумме более 500 млн рублей.
Вместе с тем, начиная с 2014 года, происходит ежегодный рост расходов городского бюджета, связанный с поэтапным повышением заработной платы работникам бюджетной сферы и доведением оплаты труда до утвержденного в Российской Федерации минимального размера (МРОТ).
Это потребовало изыскания в бюджете города Орла в 2018 году дополнительных средств на указанные цели более чем 260 млн рублей.
Расходы на содержание вновь введенных в эксплуатацию семи социальных объектов (школы № 51, 52, детские сады № 92, 93, 94, 95, хореографическая школа) в рамках реализации Программы подготовки и празднования 450летия основания города Орла составили более 100 млн рублей ежегодно.
Также по решению правительства Орловской области с 1 сентября 2014 года были увеличены нормы расходов на обеспечение питанием учащихся муниципальных общеобразовательных организаций в день на одного учащегося, что привело к росту расходов городского бюджета на 90 млн рублей.
В 2018 году дополнительная нагрузка на городской бюджет только на выполнение вышеуказанных расходных обязательств увеличилась с 2014 года более чем на 450 млн рублей.
В комментариях к новостям и в соцсетях многие критикуют власть и предлагают простое решение: сократите чиновников – освободятся деньги. Отвечу, что меры по оптимизации расходов на управление в городе Орле проводятся системно.
Так, штатная численность работников администрации города сокращена с 654 человек (по состоянию на 1 января 2016 года) до 445 (по состоянию на конец отчетного периода). Это на 209 человек или почти на 32%.
В сфере деятельности муниципальных учреждений оптимизация расходов, производимая с 2015 года, позволила сократить траты на 14%. Работа по оптимизации численности работников будет продолжена и в 2019 году.
Вместе с тем следует отметить, что объем полномочий органов местного самоуправления растет.
С целью решения первостепенных социальных задач мы вынуждены были привлекать дополнительные средства в виде коммерческих кредитов.
В результате этого муниципальный долг с 2014 года (933,5 млн рублей) увеличился более чем в 2 раза и по состоянию на 1 января 2019 года составил 2 млрд 312 млн рублей.
Объем муниципального долга приближен к максимальному значению, но не превышает предельного уровня, установленного п.3 ст. 107 Бюджетного кодекса РФ.
К сожалению, на сегодняшний день всех этих мер недостаточно для выхода их сложившейся ситуации, о чем свидетельствует резкий рост кредиторской задолженности.
Так, по состоянию на 01.01.2016 г. она составила 250 млн рублей, на 01.01.2018 г. – 418 млн рублей, на 01.01.2019 г. – 650 млн рублей.
Учитывая необходимость выполнения принятых расходных обязательств в полном объеме, депутатами Орловского городского Совета была направлена в Орловский областной Совет народных депутатов законодательная инициатива по внесению изменения в статью 8.1 Закона Орловской области от 26.12.2005 № 562О «О межбюджетных отношениях в Орловской области» в части увеличения норматива отчислений в городские округа по налогу на доходы физических лиц.
Она не получила результативного отклика, и нам предстоит продолжить работу в этом направлении, чтобы позиция депутатов областного центра была учтена и отражена в региональном бюджете.
В 2018 году действовать пришлось попрежнему в режиме жесткой экономии. Исполнение бюджета велось буквально в ручном режиме.
Комитет по бюджету и налоговой политике городского Совета в постоянном взаимодействии с финансовоэкономическим управлением администрации города Орла 18 раз рассматривал поправки в бюджет города на 2018 год.
В результате были увеличены бюджетные ассигнования:
на заработную плату работникам бюджетной сферы и уплату страховых взносов (+240,5 млн рублей);
на организацию питания школьников и воспитанников дошкольных общеобразовательных учреждений (+128,1 млн рублей);
на коммунальные услуги (+128,3 млн рублей);
на оказание финансовой помощи муниципальным предприятиям города Орла (+91,7 млн рублей);
на исполнение судебных исков (+53,9 млн рублей);
на благоустройство города (+44,4 млн рублей);
на социальную поддержку населения (+20,9 млн рублей);
на погашение кредиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в учреждениях города (+242,7 млн рублей).
Депутаты регулярно обсуждали проекты решений о внесении изменений в городской бюджет, которые предлагались администрацией города Орла при:
поступлении в городской бюджет межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов;
корректировке налоговых и неналоговых доходов, в том числе за счет внесения изменений в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества города Орла на 2018 год и т. д.
С целью выявления резервов пополнения доходной части городского бюджета ежеквартально рассматривались вопросы о работе главных администраторов доходов по выполнению плановых показателей администрируемых доходов в бюджет города Орла и взысканию задолженности по ним.
Неоднократно рассматривался вопрос о мерах, принимаемых администрацией города по сокращению кредиторской задолженности учреждений Орла.
В связи с этим администрацией разработан и представлен в городской Совет План мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления муниципальных финансов города Орла на 20182020 годы.
При подготовке бюджета города Орла на 2019 год и плановый период 20202021 годов в первую очередь бюджетные ассигнования распределены на обеспечение выплаты заработной платы с начислениями работникам муниципальных учреждений, коммунальные платежи, обслуживание муниципального долга, питание детей в дошкольных учреждениях, оздоровление детей, иные социальные выплаты, а также минимально необходимые средства для бесперебойного функционирования городского хозяйства.
Отмечу, что на обеспечение деятельности в социальной сфере попрежнему направляется около 80% бюджетных расходов.
Крайне сложный бюджет Орла требует от депутатов и администрации города принятия мер по повышению эффективности использования муниципального имущества.
Это направление фокусируется депутатами, входящими в комитет по муниципальной собственности и землепользованию городского Совета. Его приоритетом является контроль за деятельностью администрации города, муниципальных предприятий и учреждений в вопросах использования и распоряжения муниципальным имуществом.
С 2017 года мы последовательно двигались по пути сокращения льгот и преференций арендаторам городской собственности.
Напомню, что тогда было принято решение об ограничении предоставления преференций и льгот по договорам аренды муниципальных нежилых помещений на 2018 год в размере не более 20% от годовой арендной платы.
Тогда же был поставлен вопрос доведения в 2019 году до 100% размера оплаты арендных платежей за пользование муниципальными помещениями.
В 2018 году депутаты рассмотрели 15 предложений администрации города о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование организациям и учреждениям. Из них по 10 приняты положительные решения на заседаниях Орловского городского Совета. В том числе: 4 объекта переданы в безвозмездное пользование муниципальным учреждениям для ведения уставной деятельности и одно помещение передано «Почте России».
В последнем случае депутаты пошли навстречу обращениям жителей микрорайона «Мясокомбинат», чтобы люди не лишились единственного почтового отделения в шаговой доступности.
Скажу, что этот случай – исключение, а правило в том, что в отчетном году мы добились пересмотра имущественных взаимоотношений с областными, федеральными и другими организациями и учреждениями, арендующими муниципальные помещения.
В итоге был принято решение, устанавливающее мораторий на предоставление муниципальных преференций и льгот по арендной плате за пользование муниципальными нежилыми помещениями.
В результате учреждения, ранее занимающие муниципальные нежилые помещения на безвозмездной основе, в 2019 году заключили договоры аренды на общую сумму более шести с половиной миллионов рублей.
В отчетном году профильным комитетом внесены изменения в Положение «О порядке планирования приватизации муниципального имущества города Орла». Городской Совет считает, что это позволит более объективно определять дополнительные неналоговые доходы бюджета города Орла.
Одним из важных направлений деятельности профильного комитета в 2018 году была работа с Прогнозным планом (программой) приватизации муниципального имущества, являющимся важным источником пополнения городского бюджета.
Вырабатывались предложения по реализации муниципального имущества, целесообразности включения в план приватизации или исключения из него тех или иных объектов.
С этой целью депутаты городского Совета совместно с работниками аппарата горсовета и администрации города Орла принимали участие в обследовании объектов, предлагаемых к включению в программу приватизации.
В отчетном году регулярно приходилось решать вопросы сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий.
Учитывая сложную финансовоэкономическую ситуацию, в которой находятся МУПы, депутаты городского Совета одобряли решения администрации города Орла о сдаче в аренду недвижимого имущества муниципальных предприятий как одну из форм финансовой поддержки МУПов.
При этом вопрос неэффективного использования муниципальными предприятиями имущества, переданного им в хозяйственное ведение, неоднократно поднимался депутатами.
Более того, в условиях острого дефицита бюджетных средств администрации города Орла настоятельно рекомендовано пересмотреть вопрос нахождения в хозяйственном ведении предприятий имущества, не используемого ими в хозяйственной деятельности, и организовать работу по возврату в казну данного имущества.
Для примера назову МУП «Баннопрачечное хозяйство». После изучения работы предприятия и результата проверок Контрольносчетной палаты города Орла, профильный комитет городского Совета поставил задачу по возврату в казну не используемого в хозяйственной деятельности МУП «БПХ» недвижимого имущества, так как данное предприятие в отчетном периоде не функционировало.
Единственным видом деятельности являлась сдача в аренду муниципального имущества, и фактически предприятие дублировало полномочия УМИЗ по сдаче в аренду муниципального имущества.
Резервы в работе по более эффективному использованию муниципального имущества я вижу также в следующих направлениях:
– контроль со стороны администрации города Орла за оплатой коммунальных услуг пользователями муниципальных нежилых помещений;
– усиление муниципального земельного контроля с целью повышения эффективности управления и распоряжения землей, выявления фактов нецелевого использования земельных участков, незаконного строительства с целью их пресечения и защиты интересов муниципального образования.
Отмечу, что обоснованная критика работы администрации города по обозначенным вопросам фокусировалась в основном на сфере ответственности управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла.
Сегодня его возглавляет новый руководитель, и мы ждем от Татьяны Владимировны Решетовой быстрого вхождения в курс дел и эффективной работы.
Одно из приоритетных направлений работы муниципалитета находится в сфере ответственности комитета горсовета по строительству, перспективному развитию города.
Градостроительная сфера вызывает наиболее пристальное внимание общественности. В 2018 году проведено 166 публичных слушаний в области градостроительства, в том числе:
– по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Орел» – 13;
– по внесению изменений в Генеральный план – 5;
– по проектам планировки и проектам межевания территории для размещения линейных объектов – 21;
– по вопросам предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства и предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков – 138.
В отчетном году по обращениям физических и юридических лиц было сформировано под объектами недвижимости:
– 403 земельных участка, основную долю которых представляют земельные участки под индивидуальными жилыми домами и гаражами боксового типа;
– 3 участка – под индивидуальное жилищное строительство для многодетных семей;
– 17 – под строительство объектов производственной и социальной сферы.
За год в городе Орле введено в эксплуатацию 58 жилых домов общей площадью около 87,8 тысячи квадратных метров, в том числе 9 многоквартирных и 49 индивидуальных жилых домов.
Построена дорога по ул. РодзевичаБелевича. Она была остро необходима в этой быстро развивающейся части Северного района Орла. Остается задача – соединить новую дорогу с улицей Бурова, и откладывать ее решение недопустимо.
Депутаты уделяли особое внимание сохранению благоприятных условий жизнедеятельности населения города, целевому использованию земли в части планировки, застройки, реконструкции, благоустройства, озеленения, инженерного обустройства и развития территорий города.
Продолжала работу Межведомственная комиссия по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащим сносу. За 2018 год признано аварийными 18 многоквартирных домов.
До сентября 2017 года в решении этой проблемы нам помогла федеральная программа переселения домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года. По этой программе в городе Орле переселен 1261 человек.
С 2019 года заработала аналогичная программа, подкрепленная федеральным финансированием. На этапе 2019–2020 годов город Орел получит около 155 млн рублей на переселение граждан из аварийных многоквартирных домов. Под действие программы попадают 127 домов, признанные аварийными до
1 января 2017 года.
Совместно с региональной властью нам удалось создать еще один механизм для переселения жителей аварийных домов.
Орловским городским Советом была направлена законодательная инициатива в региональный парламент по законопроекту «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социальнокультурного и коммунальнобытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов».
В результате мы имеем в городе Орле проект «Ответственный застройщик», по которому муниципалитет сможет получать 10% общей площади жилых помещений в доме. В отчетном периоде в городе началось строительство на одной стройплощадке «Ответственного застройщика», в начале 2019 года депутаты одобрили работу на второй строительной площадке. У нас появилась реальная перспектива по предоставлению жилья гражданам, лишившимся жилых помещений в результате чрезвычайных ситуаций, а также гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.
Задачи управления жилищным фондом, вопросы функционирования городского коммунального хозяйства, жизнеобеспечения Орла требуют постоянного внимания со стороны городской власти. Координирует эту работу комитет по ЖКХ горсовета.
В отчетном периоде в постоянном взаимодействии с администрацией города решались вопросы:
– итогов отопительного периода 20172018 годов, подготовки и прохождению отопительного периода 2018 – 2019 годов;
– по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки коммунальных и промышленных отходов, в т.ч. – по вывозу ТКО в частном жилом секторе, гаражных кооперативах, субъектами малого и среднего предпринимательства и тд.
На контроле депутатов городского Совета оставалась реализация администрацией города Орла ведомственных целевых программ:
– «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Орле на 2016–2018 годы»;
– «Экология города Орла на 2016–2018 годы»;
– «Ремонт и благоустройство контейнерных площадок, расположенных в частном секторе на территории муниципального образования «Город Орел», в 2016–2018 годах»;
– «Ремонт и содержание объектов уличнодорожной сети города Орла на 2017–2019 годы»;
– муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории города Орла в 2018 году».
Об этой программе, вызывающей живой отклик тысяч горожан, скажу подробнее. Второй год программа позволяет привести в порядок дворы города. В 2018 году значительно выросли вложения в благоустройство общественных территорий.
В 2018 году в рамках муниципальной программы было запланировано благоустроить 73 дворовые территории.
В связи с высвобождением части денежных средств по итогам проведения конкурсных процедур по выбору подрядных организаций и выделения дополнительного финансирования данный список был увеличен на 5 дворовых территорий. Все работы были выполнены.
Напомню, что в рамках гарантийных обязательств, установленных муниципальными контрактами, подрядные организации несут ответственность за качество выполненных работ по благоустройству дворовых территорий в течение 4 лет.
Работы по благоустройству общественных территорий выполнялись на 11 объектах:
– парк «Ботаника» (2я очередь);
– бульвар Победы (2я очередь);
– сквер имени Тургенева;
– сквер «Юность»;
– сквер «Орлята»;
– сквер «1000 и 1 мелочь»;
– «Историколитературный квартал»;
– ландшафтный парк «Дворянское гнездо»;
– сквер Комсомольский;
– Детский парк;
– Городской парк культуры и отдыха.
Мы часто и по делу критикуем УКХ города Орла, будет справедливо отметить и позитивные моменты проведенной работы, которая позволила орловцам и гостям города увидеть наш город во всей красе. Особенно много добрых отзывов мы отметили в новогодние праздники.
Работа по программе «Формирование современной городской среды» продолжается в текущем году.
Уже подготовлено 80 дизайнпроектов дворовых территорий для основного и резервного списков, проведено рейтинговое голосование по выбору общественных территорий. Подчеркну: эта программа вызвала у жителей Орла особую гражданскую активность – на рейтинговое голосование пришли почти 43 тысячи человек.
Стоит сказать, что отметку в 10 тысяч голосов горожан преодолели 4 объекта: сквер имени Л.Н. Гуртьева, бульвар Победы (3я очередь), парк «Ботаника» (3я очередь) и первый объект благоустройства в Северном районе – площадь Содружества.
Было бы приятно остановиться на этой мажорной ноте, однако невозможно обойти проблемы, которые требуют повышенного внимания:
– по уборке уличнодорожной сети города;
– контролю за управляющими организациями при уборке дворовых территорий многоквартирных домов от снега.
Нынешняя зима показала недостаточную работу администрации города по этим сезонным вопросам. Здесь предстоит серьезная работа над ошибками.
Также прошу Александра Сергеевича Муромского не ослаблять контроль по таким направлениям, как:
– гарантийный ремонт уличнодорожной сети;
– отработка взаимодействия с региональным оператором по вывозу ТКО;
– ремонт моста «Дружба»;
– претензионная работа по ремонту дворовых территорий, где остаются вопросы еще с 2017 года.
В прошлогоднем отчете я говорил, что каждый метр городской земли должен иметь своего хозяина, с которого можно спросить за благоустройство.
Значительный шаг к такому порядку мы сделали, изменив Правила благоустройства и санитарного содержания города.
Определен принцип установления границ прилегающих территорий, приводится перечень работ по их содержанию, прописаны обязанности собственников зданий и земельных участков.
Теперь требуется одно – постоянная работа администрации города по воплощению этих правил в жизнь.
Требуют дальнейшего пристального внимания со стороны депутатов профильного комитета вопросы:
– состояния муниципального жилищного фонда;
– хода реализации капитального ремонта многоквартирных домов, в т. ч. по замене и модернизации лифтов;
– проведения, в рамках имеющихся полномочий, сбалансированной тарифной политики, учитывающей интересы как населения, так и предприятий жилищнокоммунального комплекса;
– создания условий для эффективного управления многоквартирными домами, прежде всего – повышение работоспособности системы управления жилищным фондом.
Необходимо добиваться ответственности всех ее звеньев, особенно это касается деятельности управляющих компаний. И в этом вопросе должна быть усилена роль муниципального жилищного контроля.
Одной из ключевых задач для городского Совета и администрации города остается создание максимально благоприятных условий для развития экономики города, деятельности муниципальных предприятий, вовлечения орловцев в успешную предпринимательскую деятельность. Координатором этой работы выступает комитет горсовета по экономической политике и развитию предпринимательства.
В отчетном году депутаты регулярно рассматривали вопросы о финансовоэкономическом состоянии трамвайнотроллейбусного предприятия, «Спецавтобазы», «Зеленстроя», муниципальной управляющей компании ЖРЭП (заказчик) и мерах, принимаемых администрацией города Орла, руководителями предприятий по повышению эффективности их деятельности.
Муниципальный сектор экономики сегодня занимается решением не только хозяйственных, но и ряда социальных задач.
На особом контроле комитета находились вопросы развития и функционирования муниципального транспорта.
Отмечу, что в отчетном году городской Совет не повышал стоимость проезда в общественном транспорте города Орла.
В декабре 2018 года в целях создания экономически привлекательной и современной системы оплаты проезда для пассажиров в городе Орле был согласован дифференцированный тариф, заработавший с февраля 2019 года. Мы фактически сохранили возможность платить за поездку прежние 17 рублей, стимулируя безналичную оплату. Как мы убедились – эта система действует. Конечно, сбои происходят, но это единичные случаи.
Необходимо также продолжать настойчиво двигаться по пути создания единой транспортной сети на территории города.
Еще в октябре 2017 года Департаментом строительства, топливноэнергетического комплекса ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области была утверждена дорожная карта по регулированию перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам.
Есть программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования «Город Орел» на 2017–2025 годы. Задача остается актуальной – исключить дублирование маршрутов, улучшить работу городского электротранспорта и повысить уровень безопасности дорожного движения.
Не менее актуальными направлениями работы городской власти на ближайшую перспективу остается решение вопросов
– инвестиционной деятельности в городе Орле;
– развития малого и среднего предпринимательства;
– создания рабочих мест;
– предупреждения банкротства предприятий, восстановления платежеспособности предприятийдолжников.
В связи с этим поручаю администрации города Орла принять действенные меры к руководителям муниципальных предприятий, направленные на повышение эффективности их работы и увеличения доходности от деятельности с целью снижения бюджетной нагрузки.
Александр Сергеевич, обращаю ваше внимание: год назад здесь было дано поручение проанализировать работу балансовых комиссий, чтобы представлять реальную финансовоэкономическую ситуацию в МУПах. Считаю, что сделанного на сегодняшний день недостаточно – комиссии нередко проводятся в формальном режиме.
В отчетном году активно совершенствовалась нормативноправовая база, регламентирующая деятельность органов местного самоуправления.
Значительный объем работы в этой сфере проделан комитетом по правовому регулированию местного самоуправления городского Совета.
Основным направлением работы комитета являлась правотворческая деятельность – подготовка нормативных правовых актов Орловского городского Совета народных депутатов, связанных с осуществлением и развитием местного самоуправления, внесение необходимых изменений и дополнений в действующие акты с целью совершенствования правовой базы и приведения ее в соответствие с федеральным законодательством и законами Орловской области.
Особое внимание здесь было уделено подготовке решения о внесении изменений и дополнений в Устав города Орла.
Были внесены изменения в ряд документов, регламентирующих деятельность муниципальных служащих:
– Положение «О муниципальной службе в городе Орле»;
– Положение «О порядке формирования кадрового резерва органов местного самоуправления города Орла»;
– Положение «О порядке сообщения муниципальными служащими, лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления, муниципальном органе города Орла, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей (осуществлении полномочий), которая приводит или может привести к конфликту интересов» и другие.
При разработке нормативноправовых актов депутаты не только учитывали новые требования федерального и регионального законодательства, но и стремились повысить уровень персональной ответственности муниципальных служащих.
В связи с этим обращаю внимание руководителей всех структур администрации города Орла на необходимость повышения качества работы в части представления в городской Совет проектов решений, финансовоэкономических обоснований вносимых предложений, а также соблюдения сроков и порядка направления документов на рассмотрение в Совет.
Рассмотрен ряд протестов и требований органов прокуратуры на муниципальные правовые акты.
Принятые в течение отчетного периода муниципальные правовые акты размещались в сети Интернет и направлялись в информационноправовую систему «Консультант Плюс». Нормативные правовые акты публиковались в «Орловской городской газете» и направлялись в региональный регистр нормативных актов.
Повторю, что большая часть расходов бюджета города направлена в социальную сферу. Поэтому комитету по образованию, культуре и социальной политике городского Совета приходится работать с вопросами, вызывающими особый интерес в обществе.
В отчетном году при всей напряженности бюджета города Орла удалось сохранить имеющие большую социальную значимость для жителей города меры социальной поддержки и льготы:
– участникам вооруженных конфликтов последних лет, получившим инвалидность вследствие военной травмы;
– учащимся муниципальных образовательных учреждений города Орла в пришкольных оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей в каникулярное время;
– учащимся муниципальных образовательных учреждений города Орла по оплате стоимости путевок в загородные оздоровительные организации;
– молодым педагогам и ряд других.
Вместе с тем впервые за многолетний период мы вынуждены были, в связи с дефицитом бюджета города Орла, пересмотреть систему организации питания в школах.
При рассмотрении этого вопроса было организовано широкое общественное обсуждение. Профильным комитетом было рекомендовано дополнить проект решения о предоставлении меры социальной поддержки за счет средств бюджета города Орла в виде питания:
– учащимся с 1го по 4й класс;
– детям с ограниченными возможностями здоровья (511 класс);
– детям из многодетных семей (511 класс).
На контроле профильного комитета в отчетном периоде находились вопросы:
– обеспечения жильем детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– улучшения качества и доступности услуг по предоставлению дошкольного, общего и дополнительного образования, а также организации отдыха и занятости детей;
– укрепления межнационального и межконфессионального согласия, профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов;
– профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Орле; вопросы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, общественных объединений инвалидов.
По итогам их рассмотрения была дана в целом положительная оценка деятельности администрации города Орла по исполнению полномочий в социальной сфере и высказаны соответствующие рекомендации для ее улучшения.
В 2018 году продолжалась работа по созданию на территории Орла комфортной среды для жителей города с ограниченными возможностями здоровья.
Мы еще далеки от того, чтобы человек в инвалидной коляске или с белой тростью в руке мог свободно и безопасно передвигаться по всему городу.
К решению такой задачи ведет:
– установка новых светофорных объектов, оборудованных звуковым сигналом для слабовидящих людей;
– требование оборудования пандусов при введении в эксплуатацию новых домов и переводе помещений из жилых в нежилые;
– применение специальных тактильных покрытий при реконструкции улиц и многое другое.
Администрация города обязана постоянно учитывать такие задачи.
Работа с населением является одним из определяющих направлений в оценке деятельности власти. Информация о графике приема граждан мэром города, депутатами размещена на официальном сайте городского Совета.
Дополнительные возможности для контакта открыты на странице горсовета в социальных сетях.
В отчетном году поступило 2079 обращений, из них от физических лиц 308 и юридических лиц 1771. Все они были рассмотрены.
Кроме того, рассмотрены вопросы 34 граждан, обратившихся на личный прием мэра города Орла.
Как и в прошлые годы, жители города обращаются по вопросам в сфере ЖКХ, землепользования, транспорта, социальным вопросам. До 40% из них решены положительно, всем обратившимся гражданам даны разъяснения.
Мы строго придерживаемся принципа открытости для общества в работе городской власти. Все заседания профильных комитетов городского Совета проходят открыто для средств массовой информации.
В 2018 году продолжалось укрепление партнерских связей города Орла с городамипобратимами и городами, с которыми у нас подписаны соглашения о сотрудничестве.
Мы обменялись визитами делегаций с городом Жодино (Беларусь), принимали гостей из болгарского Разграда, немецкого ОффенбаханаМайне.
В отчетном году город Орел отметил 200летие рождения нашего всемирно известного земляка – Ивана Сергеевича Тургенева.
Город встретил 75ю годовщину освобождения от фашистской оккупации в ходе Великой Отечественной войны. С такими датами традиционно связано повышенное внимание к городу, приток гостей, а значит, и особая ответственность власти.
Мы будем настойчиво добиваться персональной ответственности каждого руководителя и чиновника за свои действия, за действия своих подчиненных.
Нам предстоит чаще встречаться с жителями. Каждый депутат и сотрудник администрации должен помнить, что работает в интересах наших налогоплательщиков, жителей города – только так мы сможем добиться реальных результатов.
Залог нашего успеха – в объединении усилий и совместном преодолении всех возникающих противоречий. Только сообща мы можем добиваться результатов для блага нашего города Орла.