29 марта на заседании комиссии по профилактике правонарушений в Орле обсудили ситуацию с преступностью в областном центре.
Тенденции
Как сообщила председатель комиссии по профилактике правонарушений в Орле Ирина Проваленкова, общий рост преступности в областном центре за 2018 год составил 9%.
Однако по видам правонарушений статистика разная. Например, в прошлом году несовершеннолетние нарушали закон реже. Количество подобных случаев сократилось почти на 25%. На 10% уменьшилось число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Также сократилось количество рецидивных правонарушений и преступлений, совершаемых гражданами в нетрезвом виде.
Вместе с тем возросло число краж и преступлений, совершаемых в общественных местах.
– Негативная тенденция общего роста преступности сохраняется. За первые два месяца 2019 года количество правонарушений выросло на 23,6%, – отметила Ирина Проваленкова.
Средств не нашлось
Замначальника полиции по охране общественного порядка УМВД РФ по Орлу Константин Фомичев обратил внимание на то, что в 2018 году программа установки нового оборудования системы видеонаблюдения «Безопасный город» в Орле не реализовывалась. Средств на это не нашлось.
– В прошлом году в областном центре было благоустроено много общественно значимых мест, где теперь отдыхают горожане. Охранять покой и порядок нужно не только с помощью полицейских патрулей, но и с использованием видеонаблюдения. Практика показывает, что наличие камер влияет на снижение преступности в общественных местах. Это довольно действенная мера контроля. С помощью камер, которые уже имеются в Орле, в прошлом году удалось раскрыть 18 преступлений, пресечь 147 правонарушений, – пояснил Фомичев.
Обращений много
Особое внимание члены комиссии уделили работе с бездомными людьми.
Об этом опыте рассказала директор Центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий Татьяна Кудря.
– На сегодня в центре есть отделение временного проживания на 35 мест. Оно предназначено для граждан, освободившихся из мест лишения свободы (таких обычно около 20%), для утративших трудоспособность и не имеющих средств к существованию. Приоритет при оказании помощи — в пользу пожилых людей. В отделении можно жить до полугода. Обратившимся оказывают первую доврачебную помощь, проводят санитарную обработку, кормят, оформляют временную регистрацию и другие необходимые документы. Второе отделение — ночного пребывания – рассчитано на 10 мест. Сюда приходят граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Их принимают, даже если они не готовы долго проживать в центре и получить здесь все услуги. Всего в 2017 году к нам обратились 449 человек, в 2018 — 572, за первый квартал этого года — уже 168. Для нашего региона это огромные цифры, – пояснила Татьяна Кудря.
Нагрузка растет
Она также сообщила, что в орловский центр довольно часто обращаются из соседних регионов, поскольку далеко не везде есть подобные учреждения.
Недавно московский центр помощи бездомным отказался принимать людей с регистрацией в регионах. Вместе с тем москвичи нередко становятся жертвами черных риелторов, меняют квартиры на дома в глубинке, которые оказываются непригодными для проживания.
– Нагрузка ложится на близко расположенные к столице регионы: Тульскую, Брянскую, Курскую и Орловскую области, – сообщила Кудря.
Только по желанию
Сравнительно недавно у орловского центра поменялись некоторые принципы работы. Практика показала, что забирать людей с улицы неэффективно.
Теперь, чтобы попасть в центр, необходимо самостоятельно прийти и обратиться с заявлением.
– Мы пытались забирать людей с улицы, но наталкивались на сопротивление и нежелание получить помощь. Есть определенная точка невозврата. Если человек находится на улице около 1,52 лет, вернуть его обратно практически невозможно. Это уже осознанный выбор образа жизни. Коме того, не всегда адекватно реагируют на попытки забрать нуждающегося человека простые прохожие. Сотрудников нередко начинали фотографировать, требовали оставить бездомного в покое, – поделилась опытом Татьяна Васильевна.
Жди меня
В центре не только помогают восстановиться морально и физически. Сотрудники работают с системой поиска родственников, связываются с координаторами программы «Жди меня». Нередко человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, уверен, что все семейные и родственные связи утрачены. Но велика вероятность, что на самом деле его ищут родственники.
Также сотрудники центра стараются трудоустроить подопечных. Выясняют, есть ли у них какаялибо профессия, можно ли восстановить навыки или получить новую специальность.
– Мы взаимодействуем с фермерами, которые готовы предоставлять работу и жилье, пусть даже это будет на сезон. Наши сотрудники уже знают, кто вернется с ферм зимой. Это в основном одни и те же люди, – пояснила Татьяна Кудря.
Особый подход
Особая система работы применяется к тем, кто прибывает из мест лишения свободы. О том, кто конкретно попадет в центр, известно за три месяца до освобождения. Обычно это граждане, которые за время отбывания наказания потеряли родственные связи и жилье.
– К сожалению, бывшие заключенные имеют искаженное представление о центре. Поэтому с прошлого года наши сотрудники начали посещать исправительные учреждения и информировать о центре, услугах, которые здесь можно получить, правилах поведения. Будем надеяться, что ситуация изменится.
Планируется также внедрить размещение на вокзалах и остановках стендов с информацией о центре и его работе.
Вероника Иконникова