Об эпидемии ВИЧ «Орловская городская» поговорила с руководителем орловской общественной организации
Евгений Писемский, руководитель Орловской региональной общественной организации по борьбе с ВИЧ «Феникс ПЛЮС»
– Уже столько лет мир знает о ВИЧ — почему эпидемия все еще распространяется, как вы считаете?
– Недавно в престижном международном медицинском журнале «Ланцет» вышло уже второе исследование о том, что у человечества есть все средства и возможности для того, чтобы остановить эпидемию ВИЧ. Существуют эффективные препараты, которые снижают вирусную нагрузку в крови настолько, что ВИЧположительный человек не может передать вирус. При этом он может вести полноценную жизнь.
Сейчас ВИЧпозитивные в России получают такие лекарства бесплатно. Однако не всем выдают препараты сразу после того, как становится известно, что вирус есть в организме. По медстандартам нашей страны, чтобы иметь право на бесплатное лекарство, вирусная нагрузка должна достигнуть определенной отметки. Для этого должно пройти время с момента заражения, между тем человек потенциально уже может передать вирус. Остается надеяться только на его личную сознательность. Поэтому логичным представляется первый шаг, чтобы остановить эпидемию: все люди, которые узнают о своем ВИЧстатусе, должны получать лекарства.
Но проблема упирается в бюджет. Препараты, которые выдают бесплатно ВИЧположительным, закупаются на федеральные деньги. Ежедневно в России ВИЧ заражаются примерно 300 человек. А сумма, выделенная на покупку лекарств, не увеличивается…
– А как же обстоят дела с сознательностью у ВИЧпозитивных?
– Исследования показывают, что человек, узнавший о том, что он ВИЧпозитивный, начинает вести себя более ответственно по отношению в другим. Поэтому важно, чтобы как можно больше людей знали о своем ВИЧстатусе. По статистике «ЮНЭЙДС», международной организации по борьбе с ВИЧ, примерно каждый третий ВИЧположительный человек в России не знает о своем статусе.
Это значит, что довольно мало людей проходят тестирование. Тем временем сейчас активно внедряется новый метод самотестирования. Это тест на ВИЧ, который определяет статус по слюне. Достаточно провести индикатором под небом и подождать 1520 минут.
Также относительно недавно появился новый способ профилактики заражения вирусом, если презервативы по тем или иным причинам не подходят, — это специальные препараты, их уже рекомендует ВОЗ. Особенно для уязвимых групп населения.
– Вы уже 15 лет участвуете в борьбе против распространения ВИЧ. Повашему, изменилось ли за это время информационное поле?
– Мне кажется, об этой проблеме говорить стали меньше. Ведь еще для того, чтобы остановить эпидемию, нужно давать людям информацию. Сейчас вирус чаще всего передается именно половым путем. А это значит, что надо рассказывать людям, как предохраняться и зачем это делать. Однако, например, в учебных заведениях в последнее время такие акции не очень поощряются — якобы из соображений нравственности и даже повышения рождаемости. Но перестанут ли молодые люди интересоваться интимными отношениями, если об этом молчать? Может, они просто не будут знать, как обезопасить себя? Жаль, что с экранов исчезла социальная реклама на эту тему.
Во многих странах еще, например, снижают акцизы на презервативы, чтобы больше людей могли их приобрести.
Между тем в России законодательно запретили пропаганду ВИЧдиссидентства. Это движение людей, отрицающих существование ВИЧ или призывающих не принимать терапию. Однако я уверен, что подобные явления возникают и разрастаются как раз в условиях информационного вакуума.
– Расскажите о себе. Может быть, ваша история вселит в когото надежду.
– Я живу с ВИЧ 18 лет. Когда узнал о своем ВИЧ-статусе, всерьез думал о скорой смерти. Думал, какую музыку попросить включить на моих похоронах (улыбается). Тогда информации было мало, интернет не был так доступен.
А потом я узнал об американском спортсмене Греге Луганисе. Это олимпийский чемпион по прыжкам в воду. Он первым в спорте признался в том, что у него ВИЧ. Причем на тот момент он уже семь лет знал свой статус и с ним смог завоевать олимпийскую медаль. Тогда я подумал: «Если Грег живет, добивается успеха, значит, и я смогу. Умирать еще рано».
Несколько лет назад я пробежал полумарафон. Мне дали медаль. А после, когда Грег Луганис приезжал в Россию, мне повезло вести встречу с ним. Тогда я подарил Грегу свою медаль.
Сегодня ВИЧ, если у человека есть хорошая терапия, — просто еще одно хроническое заболевание. Я вспоминаю о своем статусе, только когда надо принимать таблетки.
– Что каждый человек может сделать, чтобы остановить эпидемию?
– Прежде всего — позаботиться о себе: узнать свой ВИЧстатус и всегда предохраняться.
Только цифры
На конец 2018 года в Орловской области зарегистрировано больше 3000 случаев заражения ВИЧинфекцией, примерно половина из них – в Орле. На 1 марта 2019 года, по информации Орловского центра СПИД, пораженность ВИЧинфекцией в Орловской области составила 323,6 на 100 тысяч населения, или 0,3% жителей региона. При этом число заболевших, как и динамика распространения инфекции, растет.
Сегодня основной путь заражения ВИЧ – половые контакты. Заражение через внутривенное введение наркотиков ушло на второе место. Среди зараженных ВИЧинфекцией преобладают люди 3039 лет, на втором месте – 4049 лет, на третьем — 1829. Большинство инфицированных составляют мужчины.
Елена Маслова