Программа капитального ремонта многоквартирных домов постепенно набирает обороты.
В Советском районе города Орла в прошлом году в краткосрочный план Программы комплексного капитального ремонта вошло 20 домов: на двух из них (ул. Салтыкова-Щедрина, 36 и 37а) работы уже завершаются. Кроме того, в рамках программы капремонта в прошлом году были заменены лифты в четырех домах, в текущем году лифты заменят еще в пяти.
Успех программы зависит от взаимодействия участников: регионального оператора, управляющих компаний, собственников и подрядных организаций. Сегодня наша беседа о капремонте – с менеджером администрации Советского района Орла Андреем Тютюнниковым.
– Андрей Ипполитович, мы часто читаем про капитальный ремонт в газетах, но обычно там пишут о деятельности регионального оператора. А о том, что должны делать жители вступившего в капремонт дома, информации мало…
– Участие в программе рано или поздно коснется каждого многоквартирного дома. Собственникам надо учиться быть хозяевами в своем доме и проявлять инициативу: участвовать в собраниях, вносить посильный вклад в процесс формирования технического задания, наблюдать за ходом работ. Что касается управляющей организации, то законодательством определено: капитальный ремонт осуществляется по предложениям УК, которая владеет информацией о состоянии различных конструктивных элементов дома. Кто, как не УК, должен знать беды и проблемы дома, каждый его уголок?! Поэтому при вступлении дома в программу капремонта собственники должны максимально подключить управляющую компанию к внесению предложений в техническое задание, так как далее на его основе составляется проектно-сметная документафция. В техническое задание нужно включить максимальное количество видов нужных дому работ, которые могут быть выполнены в установленных рамках и в предельной сметной стоимости по каждому виду.
– А если собственники дома, вступившего в программу капремонта, стоят в стороне от процесса?
– Давайте реально смотреть на вещи. Не стоит надеяться, что кто-то со стороны (имеется в виду региональный оператор) при осмотре дома и составлении техзадания выявит и учтет все проблемы общедомового имущества. Предоставить региональному оператору полную информацию о проблемах дома — первая и главная задача управляющей компании, которую наняли собственники. Конечно, ремонт рано или поздно сделают и в том доме, где жители пассивны, но как? Вероятнее всего, в тех объемах и по тем конструкциям, которые, что называется, на виду, а скрытые дефекты могут быть упущены. После капремонта эти проблемы снова лягут на плечи собственников. Так что при вступлении дома в капремонт логичнее всего провести работы по максимуму полно, добротно и, таким образом, за счет средств программы избавить свой дом от большинства проблем и лишних затрат в будущем. Другой момент: неучастие собственников в собраниях по капремонту (а их потребуется как минимум два), конечно, не повлечет за собой исключение дома из программы. Но в этом случае ряд решений возлагается на муниципалитет, что может затянуть отдельные этапы программы и увеличить сроки окончания капремонта.
– Как в ходе капремонта осуществляется контроль за выполнением строительно-монтажных работ и участвуют ли в этом собственники?
– Для ведения контроля на основании итогов конкурсного отбора нанимается специализированная организация по строительному контролю. Представители стройконтроля проверяют объемы и качество выполняемых работ, правильность применяемых материалов, их соответствие нормативам. Но и жители участвуют в процессе контроля: собственники помещений, если это определено общим собранием, входят в состав приемочной комиссии. На приемке обычно первый вопрос — представителю стройконтроля: выполнены ли объемы и соответствует ли их качество нормативам? Если стройконтроль это подтверждает, то комиссия проводит осмотр и, если все благополучно, подписывает акты приемки. Но надо понимать: представитель стройконтроля вряд ли будет наблюдать за действиями подрядчика, не отходя от объекта; учтем и то, что подрядчик может одновременно выполнять несколько видов работ. Поэтому бдительность жителей в ходе капремонта — немаловажный фактор, и, если в ходе капремонта жильцы видят недочеты или огрехи, им нужно немедленно обращаться к представителям стройконтроля.
– Случались ли уже какие-либо недоразумения?
– Это рабочий процесс, может случиться и непредвиденное. Например, в доме
№ 36 по ул. Салтыкова-Щедрина при замене кровли из-за погодных условий произошло затекание воды в квартиры. Для перекладки кровли организация-подрядчик наняла местную субподрядную организацию. Перекладывали качественно, что подтверждал и стройконтроль, но был не отлажен процесс организации работ. Ремонт кровли в этом случае нужно было вести отдельными участками, когда фрагмент крыши вскрывается, защищается временными сооружениями, после замены деревянных элементов участок закрывают пароизоляционной пленкой, кладут кровельный материал, делают водостоки и только после этого переходят к следующему участку. Такой способ позволит задерживать влагу, тогда вода не зальет фасад и стены, не попадет в квартиры. Но субподрядчик переоценил свои возможности, решив перекрыть кровлю всю сразу за три-четыре дня, в результате чего и возникли протечки. Теперь ему придется возмещать нанесенный ущерб, однако и здесь собственникам нужно понимать, что речь идет об устранении последствий, но не о евроремонте или сверхкомпенсации. В любом случае надо быстро реагировать, информируя и стройконтроль.
– И все-таки самая главная ответственность собственников — это своевременная плата за капремонт. Может ли большое количество неплательщиков привести к срыву программы?
– Неуплата взносов за капремонт — прямое нарушение законодательства. Работа с неплательщиками по счету регионального оператора («общему котлу») возложена на регионального оператора. Если регоператор не будет вовремя направлять исковые заявления в суд за истребованием с неплательщиков причитающихся взносов с учетом пени, то впоследствии эта проблема станет проблемой регионального бюджета. Субсидиарную ответственность за срыв программы несет правительство Орловской области, поэтому региональные власти должны держать вопрос работы с неплательщиками на контроле и не допускать задолженности, памятуя, что срок исковой давности составляет три года.
– Как реагируют жители домов Советского района на то, что им приходится вникать в процесс капремонта, тратить на это личное время и силы?
– В большинстве случаев — с пониманием, люди постепенно осознают свою ответственность за общее имущество дома. Естественно, не все жильцы компетентны в вопросах строительства и ремонта, но большого значения это не имеет. Главное – активная позиция и хозяйский подход.
Беседовала Елена Рощина