Орловец Анатолий Кривец восстанавливает одно из самых эфемерных явлений прошлого – музыку.
Традиция
На фестивале «Троицкие хороводы» 16 июня на площадке творческого объединения «Традиция» все желающие смогут послушать, как звучат старинные музыкальные инструменты, воссозданные по историческим источникам. Гусли и гудки, на каких играли наши предки несколько веков назад, своими руками создает один из участников объединения Анатолий Кривец.
Свой первый инструмент он сделал в 2005 году. Это были гусли – копия новгородского инструмента XI века.
– Я решил, что надо познавать эту тему с самого начала, от истоков – тогда понимаешь глубже. У меня техническое образование. Это, наверное, и сформировало потребность разбираться в теме досконально. Когда ты задумываешь создать чтото, что обращается к прошлому, надо понимать: что хочешь сделать и зачем. Будет ли это вольная стилизация, творчество на тему или историческая реконструкция? Меня влекло именно к традиции, к настоящему прошлому, а еще – к работе с деревом, – рассказывает Анатолий.
С тех пор он сделал более двух десятков разных исторических музыкальных инструментов. Чаще всего струнные: гусли, гудки (русская народная разновидность скрипки), колесная лира, народная балалайка (которая отличается от современной концертной), и другие.
Многим инструментам он дает имена: Яла, Святибор, Крес и другие. У каждого – свой характер.
Анатолий сам играет на всех своих инструментах, исполняет старинные песни. При том, что музыкального образования у него нет. Музыкальную науку приходилось осваивать самостоятельно.
– Мне важно воссоздать материалы, из которых делали инструменты, и звук. Да, кажется, что звук – это чтото эфемерное и неуловимое. А с другой стороны – это вполне конкретная физическая величина, которую можно измерить и воспроизвести. Сегодня историческая наука довольно много знает о технологиях и материалах прошлого. Инструмент, сделанный определенным образом, может звучать совершенно конкретно и никак иначе. Так мы слышим примерно те же звуки, которые слушали люди несколько веков назад. Другой вопрос, что эти звуки могут нас разочаровать или даже испугать. Например, известно, что до XVIXVII веков музыка звучала немного в другом, не очень привычном для нас диапазоне. Когда узнаешь настоящее прошлое, иногда приходится отказываться от современных стереотипов или иллюзий…
Древняя терапия
В любом случае, место для творчества было во все времена. Анатолий признается, что когда выступает в роли музыканта, настраивает старинные инструменты «под себя» – чтобы тело, душа, настроение взаимодействовали с вибрациями струн.
– Тогда ты меняешь свой внутренний ритм, переключаешься, как бы переходишь из повседневного, бытового пространства в пространство песни, которую исполняешь. Современному человеку, я думаю, непременно нужно делать чтото гармонизирующее, упорядочивающее внутреннее состояние. В противном случае нынешний ритм с обилием информации, социальных ролей, скоростями как бы «раздергивает» человека на части – это чревато проблемами, выгоранием, болезнями… А музыка, как и другие традиционные искусства – это известный и один из самых древних способов гармонизации пространства – как внешнего, так и внутреннего, – уверен Анатолий.
Придумать или изучить
Пока мы разговариваем, Анатолий вручную шьет большой иглой кожаную перчатку типа краги. Увлечение реконструкцией музыкальных инструментов повлекло для него углубление в реконструкцию костюма и быта прошлого. Сфера интересов: XVIXVII века – время основания Орла.
– Почему я шью перчатку вручную, а не воспользуюсь швейной машиной? Так в XVI веке не было швейных машин, – пожимает плечами Анатолий.
Сейчас творческое объединение «Традиция», которое является частью клуба исторической реконструкции «Новик», базируется в Областном центре народного творчества. Реконструкторы показывают всем интересующимся, как одевались, как работали, плясали, пели и отдыхали орловцы времен основания города.
Три раза в неделю здесь проходят уроки по историческому фехтованию, куда берут всех желающих. Проводят также вечерки – вечеринки с народными песнями и танцами.
Участников объединения можно увидеть и послушать на крупных городских и областных мероприятиях, найти в интернете и влиться в коллектив, если есть желание углубиться в прошлое.
– У современных людей есть выбор, как воспринимать свою историю. Мы можем придумать себе прошлое. А можем долго и кропотливо разбираться, как было на самом деле. Я думаю, что правда, насколько мы можем ее узнать, восстановить и понять, всегда ценнее, чем выдумка, даже если это не всегда соответствует нашим ожиданиям. И реконструкторское движение меняет мир, даже массовую культуру! Например, качество исторических фильмов за последние 10 лет стало несколько лучше. Да, там все еще много странного и лубочного, но положительные сдвиги есть. Как бы банально это ни звучало, я уверен: если мы поймем прошлое, поймем себя, почему мы такие, как получилось то, что получилось сегодня? А это уже поможет строить будущее.
Елена Маслова