Орловские кавеэнщики дошли до четвертьфинала Высшей лиги.
Взлет команды КВН «Такая история» смело можно назвать фантастическим. Историей «орловского феномена» поделился руководитель команды Роман Кузьмин.
Окончание. Начало в № 21 «ОГГ».
– Ныне состав команды стабилизировался?
– Да, после Чернышова и Золотухиной в «Такую историю» никто не приходил и, хочу подчеркнуть, со дня ее основания никто ее не покинул.
– У вашей команды потрясающие костюмы. Откуда такая роскошь?
– Костюмы для каждого нашего исторического персонажа шьются в Орле, в одном из дизайнателье. Но нам без этого «карнавала» нельзя – все шутки, все репризы пишутся от лица исторических персонажей. На каждую игру в Москву едут три наших легковых машины, под завязку набитые костюмами.
– А кто пишет для команды? Сами или прибегаете к помощи профессиональных авторов как это практикуется многими участниками «вышки»?
– Расклад, примерно, такой: около 60% шуток наши, остальные 40 % – нанятых авторов.
У нас в команде пишут практически все – ктото больше, ктото меньше – ярко выраженного «главного текстовика» нет.
А к профессионалам обращаемся в основном в тех случаях, когда за несколько дней до игры какойто из номеров начисто забраковывают. Новый должен быть готов уже на следующий день. Тогда и выручают те, кто живет написанием кавеэновских текстов на заказ.
Но иногда просим помощи заранее.
О современном КВН
– На заре КВНа и до недавних пор в игре обязательно присутствовали конкурсы, требующие импровизации – разминка, капитанский конкурс. Такие «живые» состязания в остроумии действительно требовали молниеносной ментальной реакции, находчивости. Чаще всего на эти потуги рожать шутки в режиме «онлайн» было больно смотреть. В конце концов, от этих импровизационных конкурсов отказались. КВН стал динамичнее и веселее. А ты что думаешь по этому поводу?
– Я думаю, что именно эти конкурсы, вопервых, давали возможность понять, кто чего стоит как полноценная команда, а не просто концертная труппа ярких исполнителей, а, вовторых эти конкурсы позволяли сохранять интригу игры, делали итог непредсказуемым. Сейчас, когда все «номера» написаны и отрепетированы заранее, результат легко просчитывается.
Именно конкурсы, предполагающие импровизацию, могли внезапно все перевернуть с ног на голову, вознести аутсайдера и отправить «на дно» фаворита. Смотреть такие игры было интереснее.
– Мне кажется или действительно в последние годы и «веселость» стала необязательна? Многие команды побеждают за счет антуража, спецэффектов. Словом, на сцене – грандиозное шоу, в котором остроумно шутить, вроде как, и не обязательно…
– Да, есть такое. КВН – не догма, не нечто раз и навсегда состоявшееся. Он – живой организм, растущий, развивающийся. Сейчас игра переживает такой вот период: увлечение формой, зрелищностью, в ущерб чемуто исконному. Надеюсь, это пройдет, как, например, прошло свойственное периоду Перестройки увлечение социальной сатирой. Это диалектика!
– Весь этот необходимый для «КВНшоу» антураж требует немалых средств.
Даже подругому сформулирую: если бы «Такая история» располагала неограниченным бюджетом, многое изменилось бы?
– Нет, ни в коем случае! Юмор и актерская подача текста, с нашей точки зрения, должны оставаться во главе угла выступления. Мериться с соперниками спонсорами и, как следствие, сценическим размахом и спецэффектами попросту неинтересно!
О «кухне» высшей лиги
– Наверное у каждого, кто регулярно смотрит КВН по телевизору, рано или поздно возникает интерес к закулисной жизни игры. Вот вам объявили, что «Такая история» зачислена в Высшую лигу на сезон 2019 года, назвали дату первой игры, 1/8 финала. Вы в Орле. Сидите, придумываете номера, репетируете… Когда весь контент уже создан, отправляете его редакторам по электронной почте для предварительного ознакомления?
– Ни в коем случае! И никто так не делает. Шутка на бумаге воспринимается совсем не так, как сыгранная на сцене. В электронном виде весь сценарий может показаться скучным и пресным, а ПОДАНО все то же самое может быть так, что всем будет очень смешно.
На очередную игру в Москве мы приезжаем за 1112 дней. Обустраиваемся и первое время просто оттачиваем все конкурсы. За шесть дней до записи телепередачи, то есть собственно игры, начинаются показы редакторату.
Многие ошибочно считают, что редакторы КВН – это жесткая цензура, этакая «инквизиция», приговор, которой обжалованию не подлежит. Вовсе нет. Это просто очень опытные профессионалы, которые СОВЕТУЮТ, обращают внимание на «недотяги», рекомендуют сместить акценты, чтото предлагают развить и усилить. Мы за этот свежий взгляд только благодарны.
– Вопервых, требуются ли для участия в играх Высшей лиги какието обязательные (разумеется, официальные) взносы, и, вовторых, упомянутое «обустройство» в столице обеспечивает АМиК, или каждая команда проблемы проживанияпитанияпередвижения решает самостоятельно?
– В Высшей лиге – никаких взносов. Даже «коммерческая» благодарность спонсорам командучастниц, которую Масляков выражает в паузах между выступлениями, не требует оплаты.
А спонсорские деньги как раз и уходят на проездпроживаниепитание, ну, и, разумеется – на костюмы, реквизит, декорации и оплату труда приглашенных авторов и техперсонала. Так что «обустройство» полностью на свое усмотрение и в соответствии со своими возможностями.
– Итак, выступление команды отсмотрели редакторы, внесли свои коррективы. Далее?
– Далее, на следующий день смотрят еще раз, оценивают работу команды над ошибками.
А на третий день отшлифованную программу из зала смотрит сам Александр Васильевич Масляков. Что тут сказать… Это человекрентген, распознающий малейшую фальшь, замечающий все недоработки и вызывающие сомнения «пенки». Вердикт Маслякова окончателен и бесповоротен, его уже не оспаривают. При этом Александр Васильевич может зарубить, то есть полностью исключить из выступления команды целый конкурс – любой! Именно в этой ситуации возникает необходимость менее чем за сутки заново написать и отрепетировать новый номер.
У нас, например, перед четвертьфиналом забраковали музыкальный конкурс – посчитали, что наша песня слишком мрачная, очерняющая историю страны и т. п. Пришлось срочно переписывать текст, выступали «с листа».
После корректировки выступления с учетом пожеланий Маслякова еще два контрольных прогона под «надзором» мэтра. Накануне игры – генеральная репетиция в присутствии зрителей – москвичей и телевизионщиков.
Ну и, собственно, игра.
– После игры принято ли некое всеобщее братание, банкет, словом, корпоративные утехи?
– По желанию. Многие действительно отправляются на общий шумный праздник в один из московских ночных клубов, но мы не любим эти «корпоративы». Празднуем или камерно, своей командой, или иногда объединяемся с друзьями из какогото одного города.
– Начиная года с 2010го, победы в финале «вышки» некоторых команд лично у меня вызывали недоумение. Складывалось впечатление, что их от этапа к этапу целенаправленно «тянут» в финал, где им заранее уготована победа. Ну и, как следствие, строились «теории заговора».
– Полная ерунда! Обывательские домыслы. Президент Международного Союза КВН Александр Васильевич Масляков – человек абсолютно независимый в принятии решений. Конъюнктурные ходы, равно как и какоето давление сверху, навязывание «заказухи» исключены. Итоги всех игр – взаправду и почестному. Более того, порой решения жюри расходятся с мнением Маслякова, но он вынужден с этими решениями считаться.
– Ну, что же, удачи вам, будем ждать чемпионства «Такой истории» в Высшей лиге.
Когда это интервью готовилось к публикации, стало известно, что команда КВН «Такая история», по результатам «одной четвертой» не прошедшая в следующий тур, специальным решением руководства АМиК дозаявлена к участию в полуфинале. Игры пройдут этой осенью.
Беседовал Константин АНДРЕЕВ
Фото команды «Такая история»