18 июня краевед Дарья Фурманская на очередной открытой экскурсии рассказала о старинных орловских домах и историях их бывших жильцов.
Без потрясений
Это была третья экскурсия по улице Караческой, по ее части от переулка Соляного до Крестительского кладбища. В XIX веке в районе кладбища городская черта уже заканчивалась и начиналась Стрелецкая слобода, то есть пригород.
– В районе нынешних кладбищенских ворот был полицейский пост, и каждого прибывающего в город спрашивал постовой о том, зачем он приехал и кто он такой. Иногда о наиболее интересных посетителях даже писали орловские газеты такие заметки: «крестьянка такаято едет на молебен». Значительные события в Орле происходили редко, – говорит Дарья Фурманская.
Дом на Соляном
Дом, в котором ныне расположен психоневрологический диспансер, стоит на пересечении переулка Соляного и улицы Карачевской. По официальной версии, такое название переулку дали потому, что здесь располагались соляные склады.
– В этом переулке практически не было жилых домов, все склады строили из дерева. Каменный дом №28 в переулке Соляном принадлежал семье купцов Сухановых. Хотя на мемориальной доске никаких упоминаний об этих владельцах нет, – продолжает Дарья.
Если пройти по улице Карачевской дальше, можно обнаружить старые деревянные дома, которые сохранились с XIX века. Их отличают характерные крылечки с коваными металлическими козырьками.
Три окошка
Обычно такие дома строили с двускатной крышей и «в три окна», которые выходили на улицу. Это была логичная и экономичная форма. Хотя встречаются дома и подлиннее, с четырехскатными крышами. Слуховое окно обычно украшали резными лепестками так, что получалось солнышко. Это чисто орловская особенность. На наличниках часто встречается узор в форме волны. По мнению некоторых историков, это отсылка к тому, что Орел был портовым городом, и пристань на Оке являлась хорошим источником дохода для многих семей. Еще один распространенный сюжет для украшений — оружейный, резьба в форме копий и пушек тоже украшала фасады.
Крутите звонок
В одном из таких домов частично сохранилась система дверного звонка, который надо было покрутить за ручку, чтобы позвонить хозяевам. Чем сильнее посетитель раскручивал ручку, тем громче был звук. Полностью механизм не сохранился ни в одном орловском доме, хотя в XIX веке такими звонками пользовались почти все жители. Работающий аналог Дарья Фурманская обнаружила в одном из старых домов СанктПетербурга. Нынешние жильцы даже повесили на него поясняющую записку: «звонок крутить».
Фотоателье на отшибе
Недалеко от церкви христианадвентистов есть интересный дом (Карачевская, 100), который сложно разглядеть с улицы, так как он находится за забором. Но его история и архитектура примечательны.
В XIX веке здесь располагалось фотоателье, в то время оно было единственным на улице Карачевской. Владельцы подобных заведений предпочитали размещать их на центральной Болховской улице (ныне улица Ленина).
Открыли фотоателье в 1874 году супруги Петр и София Волховские. Но их брак быстро расстроился, и супруга покинула дом. Петр взял себе помощницу Анастасию Вязьмитенову (дочь купца), ей же он завещал фотоателье.
Женские фотодело
Однако после смерти Петра в 1878 году супруга вернулась, чтобы заявить свои права. Но до серьезных разбирательств дело не дошло, дамы смогли договориться, и Анастасия Вязьмитенова продолжила содержать фотоателье. Позже она продала его Анастасии Гулиной (вдове купца), которая успешно работала фотографом и извлекала из предприятия прибыль вплоть до революции 1917 года. Как сложилась судьба Гулиной после революции, остается неизвестным. Однако из всей этой истории понятно, что на протяжении многих лет хозяевами фотоателье оставались женщины. И даже несмотря на отдаленность предприятия от центральной улицы, имели успех и прибыль.
Панорама
Затем дом стал жилым и остается таковым по сей день. Однако можно заметить, что сохранились элементы панорамных окон, которые сейчас частично заколочены. Такие окна обычно устанавливали в фотоателье, чтобы в помещении было больше света, ведь электричества не было.
В других подобных, более крупных зданиях застекляли не только стены, но и потолки, что делало фотоателье похожими на оранжереи.
– В объявлениях, привлекающих клиентов, всегда делали пометку: «фотографирование происходит только в ясную погоду». Представьте, как люди ходили на фотосессии в те времена. Собрался, нарядился, сделал прическу, пошел в фотоателье, а тут погода испортилась. И все, никаких фотографий не будет, – шутит Фурманская.
Неизвестная
Дарья считает, что в фотоателье на Карачевской ходили люди небогатые. До наших дней дошла фотография, на которой изображена неизвестная женщина с ребенком на руках. Где было сделано фото, удалось определить по фирменным виньеткам на обороте, которыми украшала свои работы Анастасия Гулина.
– Судя по платью и небольшому количеству украшений, это мещанка, которая наверняка жила на Карачевской неподалеку, – продолжает Дарья.
О других старинных домах и их бывших жителях Фурманская расскажет на следующих экскурсиях.
Вероника Иконникова