Как мошенники обманом уводят деньги с карт доверчивых орловцев.
Отработанная схема
Недавно прессслужба регионального УМВД сообщила об очередном случае мошенничества: злоумышленник похитил с банковской карты 64летней орловчанки 12 тысяч рублей. «Операция» по отъему денег прошла по накатанной схеме. Пенсионерке под видом работника банка позвонил неизвестный, сообщил, что от нее поступил запрос на перевод с карты 4 тыс. рублей и попросил подтвердить операцию. Женщина сказала, что никаких переводов не совершала. Тогда злоумышленник предупредил, что карта будет заблокирована для противодействия мошенникам. А чтобы остановить блокировку, попросил у собеседницы информацию о номере карты, трехзначный код с ее оборотной стороны, а также СМСкод, который вскоре поступит на ее мобильный телефон. Женщина выполнила все указания звонившего, после чего с ее счета исчезли 12 тысяч рублей. Полиция возбудила уголовное дело по факту мошенничества, злоумышленника разыскивают.
Поддельный номер
Многие пострадавшие от действий «карточных» мошенников рассказывают в полиции, что были абсолютно уверены в том, что разговаривали с банковским работником — ведь на телефоне высветился номер их банка.
Между тем, по информации Банка России, в последнее время преступники все чаще подделывают официальные телефонные номера банков, чтобы обмануть клиентов. Мошенники используют специальное программное обеспечение, которое помогает скрыть настоящий номер звонящего, при этом на телефоне человека отражается официальный номер банка. Злоумышленник обращается к собеседнику по имени и отчеству, может назвать фамилию и даже номер и срок действия карты. Эти сведения мошенники, как правило, получают заранее из открытых источников, например, из соцсетей.
Отсюда первое правило безопасности: если звонят из банка, спросите ФИО сотрудника, название подразделения и скажите, что перезвоните позже. Ни в коем случае не перезванивайте по высветившемуся на телефоне номеру. Затем сами в ручном режиме наберите официальный номер банка (есть на обороте вашей карты) и проверьте информацию. Лучше перестраховаться и позвонить в банк самому, чтобы быть уверенным, что говоришь не с мошенником.
Давят на психику
По словам специалистов, аферисты чаще всего звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные, когда человек расслаблен и не может быстро сориентироваться. Мошенник выдает себя за сотрудника банка, сообщает о подозрительной операции и требует от собеседника немедленных действий. Он торопит и запугивает клиента, давит на его эмоции, уверяет, что с деньгами случится чтото непоправимое, если не сообщить ему данные карты. При этом мошенники говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, нередко разговор идет на фоне звуков, имитирующих работу коллцентра. Все это делается для того, чтобы втереться в доверие к человеку и усыпить его бдительность. Если человек колеблется или отказывается назвать данные карты, ему угрожают тем, что деньги с карты прямо сейчас уйдут к мошенникам. Именно в такой ситуации оказалась 64летняя орловчанка. Как только злоумышленник узнал у нее данные карты, он получил доступ к счету и снял с него все деньги потерпевшей.
Правила безопасности
Как нужно вести себя, если звонят из банка? Что делать, чтобы не поддаться на уловки мошенников и не потерять деньги?
- Всегда набирайте только официальный номер банка. Он есть на обратной стороне карты.
- Не перезванивайте и не отправляйте СМС на незнакомые номера, не переходите по ссылкам из сообщений «от банка». В любой непонятной ситуации звоните в банк по официальному номеру и уточняйте информацию у оператора.
- Если вам звонят из банка, финансовой организации или госоргана, уточните ФИО и должность звонящего и скажите, что перезвоните ему сами. Положите трубку и перезвоните по официальному телефону организации или на горячую линию банка. Номер нужно набрать вручную.
- Не стоит паниковать и спешить, поддаваясь на угрозы мошенников. Если банк выявит подозрительную операцию, он сразу приостановит ее на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить эту операцию банку, либо отменить ее. Двух суток достаточно, чтобы хорошо все обдумать и без спешки самостоятельно позвонить в банк. Если же вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку и операция пройдет.
- Ни под каким предлогом никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVVкод на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИНкоды. Называть кодовое слово можно, только если вы сами звоните на горячую линию банка.
Помните, если вы сами передали мошенникам информацию о карте, то в этом случае не можете рассчитывать на возмещение банком украденных с нее денег.
Опасные интернет-магазины
Роспотребнадзор назвал признаки потенциально опасных интернетмагазинов, где покупателя могут обмануть.
Первый подозрительный признак – низкие цены в интернетмагазине.
Другой повод насторожиться – требование предоплаты, особенно с использованием анонимных платежных систем, электронных денег или банковского перевода на карту частного лица.
Еще один опасный признак – отсутствие курьерской доставки и возможности самовывоза. Кроме того, на сайте магазина должны быть сведения о продавце и контактная информация. Указанный адрес советуют проверять, как и смотреть отзывы о магазине.
Должны также настораживать неточности и несоответствия в описании товаров и излишняя настойчивость представителей интернетмагазинов. Подробные разъяснения Роспотребнадзор разместил на своем сайте.
Подготовила Людмила Федосова