В конце мая сборная России установила рекорд, официально вошедший в Книгу рекордов Гиннесса. В Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, крещендо на барабанах в течение 11 минут непрерывно исполняли 556 человек. Акция, своим грохотом взорвавшая величественный покой северной столицы, стала самой массовой в истории.
В состав команды-рекордсмена входил коллектив из Орла – ансамбль барабанщиц Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева «Триумф».
О мажоретках и дефиле
Представьте себе десятокполтора прекрасных стройных дев, одетых в костюмы, стилизованные под гусарские – доломан (короткая куртка с галунами и шнурами), кивер с султаном (цилиндрической формы высокий головной убор с козырьком, украшенный «плюмажем»), высокие сапожки и… Из откровенно НЕ гусарского, пожалуй, лишь миниюбки. Каждая барышня «оснащена» малым барабаном и барабанными палочками.
Безусловно, виртуозное владение инструментом (плюс способность безупречно вписывать свою партию в общее звучание) – обязательное требование к участницам таких ансамблей, но главная прелесть в том, что нарядные девушки не просто извлекают из своих барабанов некий бодрый ритм, но совершают при этом всевозможные перестроения, плетут пространственные арабески. Это необыкновенно красиво, и не случайно искусство «художественных строевых упражнений» называется тем же словом, что и показ мод на подиуме, – «дефиле».
Причин, по которым искусство строевых маршевых ритмов перекочевало в XX век в иной гендерной ипостаси, доподлинно не знает никто. Существует несколько версий.
Одна из них гласит, что идея дополнить отряд штатных военных барабанщиков девушками, одетыми в гусарскую форму, для поднятия боевого духа своих солдат принадлежит императору Наполеону I. Разумеется, ни о каких миниюбках в ту пору не было и речи. Патриотически настроенные барышни надевали узкие гусарские рейтузы – чикчиры.
Поскольку барабанщиками руководил тамбурмажор, приписанных к этому подразделению девиц начали называть «мажоретками» (определение это отнюдь не снисходительнопренебрежительное. Ничего обидного в нем нет, как нет, например, в слове «санитарка»).
Согласно другой версии, своим появлением это слово обязано майору (поанглийски – major) Mиллсепсу, в 1890 году основавшему в штате Миссисипи колледж. И «мажоретками» (от слова major) начали называть девушек, входивших в группы поддержки многочисленных спортивных команд этого учебного заведения.
Как бы то ни было, в начале ХХ века слово «мажоретки» укоренилось, а коллективы девушекбарабанщиц обрели статус независимых шоугрупп.
В начале прошлого века женские ансамбли барабанщиц стали неотъемлемой частью культурных и спортивных мероприятий в Новом Свете. Тогда же у мажореток появились новые «выразительные средства»: некоторые группы отказались от барабанов в пользу батонов (жезлов), флагов или помпонов. Разумеется, всеми этими предметами следовало виртуозно вертеть и жонглировать, демонстрируя не только индивидуальную ловкость, но и коллективную слаженность.
В СССР, по понятным причинам, подобные зрелища были невозможны (задействовать более одного малого барабана в массовом мероприятии могли позволить себе лишь пионерские отряды). Первые группы мажореток, скроенные по образцу и подобию западных, появились в нашей стране лишь в постперестроечные времена, одновременно с шоубизнесом.
Три года назад группа, украшающая собой любой плацконцерт, появилась и в нашем городе.
Праздник на нашей улице
Об ансамбле барабанщиц Орловского государственного университета «Триумф» рассказала его бессменный руководитель, режиссерпостановщик Центра эстетического воспитания ОГУ Инна Петровна Шевцова.
Идея создать при орловском госуниверситете «представительский» ансамбль девушекбарабанщиц возникла в 2016 году, когда возглавляющая ныне ОГУ Ольга Пилипенко официально числилась и.о. ректора.
Видимо, на инициатора идеи выступление некоего аналогичного коллектива произвело понастоящему сильное впечатление, поскольку воплощение проекта в жизнь началось самое решительное: были заказаны и пошиты 17 костюмовуниформ «аля гусары». Никто еще толком не понимал, кто в них будет выступать и кто этим «стартапом» будет руководить.
Осенью того же года из декретного отпуска весьма кстати вышла Инна Шевцова, которой незамедлительно и было поручено возглавить будущий ансамбль. Вообщето организация культурномассовых и сценических мероприятий – прямая служебная обязанность Инны, но затея с освоением нового для Орла музыкальнохореографического жанра понастоящему увлекла ее.
С самого начала Инна Петровна решила, что ее будущие подопечные должны, вопервых, не просто лупить палками по барабану, а уметь исполнять произведения, специально написанные для ударных, что предполагает определенный уровень владения инструментом, а, вовторых, воплощать непростые сценографические замыслы.
Надеяться на успех Инне Петровне позволяли два обстоятельства – музыкальное образование и специальность «хореограф».
* * *
Итак, осенью 2016 года в ОГУ был объявлен набор девушек в ансамбль барабанщиц. Желающих объявилось много, но отбор прошли далеко не все. Многие соискательницы откликнулись на «призыв», привлеченные нарядной униформой. Барышни полагали, что, не прилагая особых усилий, сумеют обратить на себя внимание, покрасоваться. Когда поняли, что придется «пахать», отказались сами.
Ктото не прошел в силу вполне объективных причин. Выяснилось, что чувство ритма –такой же врожденный дар, как музыкальный слух. В итоге, осталось чуть более десятка соискательниц.
Первые репетиции начались до того, как были приобретены барабаны. Исполнение партитур репетировали, хлопая руками по коленям. А когда, наконец, появились долгожданные инструменты, оказалось, что не всем под силу в течение длительного времени таскать на себе барабан, который, хотя и называется «малый», весит 4,5 килограмма.
Кстати, на мой вопрос, как правильно было бы назвать занятия, в ходе которых готовятся новые номера и оттачивается мастерство – «репетиции» или «тренировки», Инна, улыбнувшись, ответила:
– Формально, конечно, репетиции, поскольку в основе – музыка, хореография… Но по существу, если принять во внимание те физические нагрузки, которые девушки выдерживают, получается тренировка.
Проскочившая в местных СМИ информация о том, что на отбор в ансамбль влияют «антропометрические данные» кандидаток (мол, «плясать» приходится от готовых костюмов – «годен лишь тот, кому впору»), неверна. Униформа пошита из эластичной ткани, так что гусарский «стрейч» ладно сидит на барышнях разных статей и комплекций – от 42 до 48 размеров.
Когда коллектив болееменее стабилизировался, большую часть девушек пришлось обучать «с нуля», начиная с азов. Ведь для реализации задуманного, то есть подготовки ансамбля к исполнению сложных партитур, необходимо было научить эти партитуры читать. Да и для игры на барабане одного чувства ритма недостаточно, не меньшее значение имеет техника.
Сейчас в составе ансамбля барабанщиц «Триумф» 15 девушек. Трое из них имеют (или получают ныне) музыкальное образование. Еще несколько участниц когдато занимались танцами. Со всеми остальными Инне Шевцовой пришлось повозиться. Более того, студенческий ансамбль обречен на постоянную текучку кадров. Каждый год ктото из опытных барабанщиц оканчивает университет и неизбежно покидает труппу. Нет, никаких ограничений к участию не существует, просто наступает пора взрослой жизни, в которой не остается времени на репетиции и выступления. Поэтому каждый год Инна Петровна осенью объявляет очередной добор и начинает обучать новых девушек.
А вообще, все подготовленные орловским ансамблем номера, довольно «пластичные» в плане количества участниц. Отрепетированный на 15 «персон» тутти (именно так называется каждая конкретная композиция) при необходимости можно исполнить и вдесятером – сценография и звучание от этого не обрушатся.
Кроме того, в ансамбле приветствуется взаимозаменяемость. Безусловно, есть свои «примы», неформальные лидеры, но это не значит, что прочие участницы обречены лишь «таскать рояль».
* * *
Дебют университетских барабанщиц состоялся спустя несколько месяцев после начала занятий. Девушки выступили на новогоднем празднике для сотрудников ОГУ. Наступал 2017й.
Вскоре выяснилось, что украсить необычным шоу те или иные мероприятия желают многие организаторы. «Триумф» оказался востребован и на общегородских праздниках, и на профильных семинарах, и на спортивных соревнованиях, причем, не только в Орле.
Коммерческая сторона жизни ансамбля абсолютно легальна. Университетское руководство ничего не имеет против, а девушки время от времени получают честно заработанные гонорары. Однако, вопервых, суммы не настолько большие, чтобы всерьез задуматься о профессиональной карьере на этом поприще, вовторых, часть денег приходится тратить на уход за униформой, и, втретьих, Инна планирует постепенно расширять арсенал инструментов. Малые барабаны, на которых орловские артистки играют сейчас, хорошо звучат лишь в закрытых помещениях. На открытом воздухе саунд «не тот». Серьезно обогатит звуковую палитру большой барабан, а это, представьте себе, не меньше 10 тысяч рублей…
Весной 2018 года коллектив Инны Шевцовой стал участником парада барабанщиков, проходившем в СанктПетербурге в честь Дня города на Неве. Тогда же орловские девушки приняли участие в установлении рекорда, занесенного на страницы российского аналога Книги рекордов Гиннесса. Высшее достижение было установлено в номинации «Самая массовая игра на ударных инструментах в России».
Знай наших!
В мае этого года «Триумф» вновь собрался в Питер. На сей раз предстояло принять участие в приуроченном ко Дню города параде барабанщиков и замахнуться на рекорд – на сей раз мировой, с занесением достижения на скрижали Книги рекордов Гиннесса.
Поездке предшествовали две недели ежедневных репетиций «на износ». Зато в СанктПетербурге все прошло безупречно. Рекордному крещендо предшествовало шествие по Невскому и исполнение пяти тутти, в том числе двух произведений, которые одновременно, в унисон «озвучили» все 1288 участников парада.
А затем пришла пора установки рекорда «на самое»… Хм, в официальном дипломе Гиннесса, который получили все участникирекордсмены, текст напечатан на английском языке. Номинация в оригинале определена так: «largest drum crescendo». Последние два слова разночтений не вызывают. «Крещендо» – это музыкальный термин, означающий постепенное усиление громкости звучания в ходе исполнения одного произведения. «Drum» в данном случае – барабанное. А вот «largest»… «Large» в переводе с английского – большой, крупномасштабный. Всякое прилагательное с «прицепом» «…est» возводится в превосходную степень. Получается «величайшее», «грандиознейшее» крещендо на барабанах.
Из 1288 участников парада для установления рекорда были отобраны 556 исполнителей, чей инструмент – именно малый барабан. Барабанщики выстроились на Невском проспекте в три линии. С одного из флангов вдоль пестрых шеренг пошел дирижер. И барабанщики, мимо которых он проходил, подхватывали начатую предшественниками игру. Невский постепенно наполнялся Звуком. По мере вступления новых музыкантов – все громче и громче, все грандиознее и грандиознее. Синхронность исполнения обеспечивали семь тамбурмажоров.
Весь проход дирижера от фланга к флангу занял в итоге 11 минут. 11 минут непрерывного наращивания громкости, плавного превращения «популяции» отдельных исполнителей в единый совершенный организм.
– Финал рекордного выступления, – рассказывает Инна Петровна, – ошеломил запредельной масштабностью, фантастичностью. Но самое сильное впечатление оставил тот момент, когда по сигналу дирижера все барабанщики одновременно прекратили игру, и над Невским проспектом повисла звенящая, немыслимая в иных обстоятельствах Абсолютная Тишина.
Рекорд состоялся! Ансамбль «Триумф» подтвердил право носить столь амбициозное название.
* * *
Две униформы, пошитые для барабанщиц ОГУ, до сих пор не обрели хозяек. Вы поняли намек, девушки?
Константин АНДРЕЕВ
Фото ансамбля «Триумф»