«Мутная» история, не без участия орловских СМИ развернувшаяся в июне этого года вокруг шатра Орловского цирка на площади у стадиона Ленина, может закончиться тем, что жители нашего города будут лишены одного из самых ярких и сказочных зрелищ.
Мракобесие
В мае этого года на площади перед стадионом им. Ленина появился цирковой шатер. Особого ажиотажа это событие не вызвало, поскольку с незапамятных времен все шапито, гастролирующие в Орле, располагались именно на этом месте.
Заметим, на месте, во всех отношениях оптимальном. Вопервых, эта площадь «равноудалена» от городских окраин, и добираться до стадиона одинаково удобно и жителям Северного района, и обитателям 909го квартала. Вовторых, к услугам зрителей – внушительных размеров бесплатная парковка. Втретьих, в этом месте цирк никому не мешает: ближайшие жилые дома находятся довольно далеко, посему и звериными запахами ничье чувствительное обоняние не будет оскорблено, и звуки представлений не нарушат вечернего покоя, и даже дивные панорамы, открывающиеся из окон, шапито не перекрывает.
Идиллия продолжалась недолго. Ровно до тех пор, пока в местных СМИ не прошла информация, что шатер возведен Орловским цирком и что пребывать ему здесь пять лет. Сразу же появились недовольные активисты. Пенсионерка Валентина Сергеевна Петракова не поленилась записать видеообращение, адресованное губернатору области и главе администрации города.
Вот фрагмент ее эмоционального монолога: «Не кажется ли вам, что этот аттракцион – явное мошенничество? Оставим денежные вопросы прокуратуре.
Вашими действиями поругана память маршала Жукова! Его именем 23 года город называл эту площадь, тут принимали в пионеры, ветераны встречались с молодежью, гремела музыка. Где вы были тогда? И что сейчас? Конюшни, клетки, балаган! Даже цветы не положить!»
Я не случайно в лиде этой статьи написал «на площади у стадиона Ленина», а не «на площади имени маршала Жукова». Дело в том, что большая часть орловцев даже не подозревает, что эта территория официально названа именно так. До 1996 года площадка прекрасно обходилась вообще без имени собственного, а в 96м тогдашний мэр Орла Александр Кисляков подписал постановление «О наименовании улиц г. Орла». В списке фигурировали 16 подлежащих «наименованию» объектов, в т. ч. и это безымянное пространство. Цитирую дословно: «4. В честь 100летнего юбилея со дня рождения великого полководца, маршала Жукова Георгия Константиновича присвоить наименование существующей площади перед стадионом имени В.И. Ленина «Площадь Маршала Жукова».
Присвоили. Даже камень там установили с соответствующей мемориальной доской.
Стало ли это место впоследствии понастоящему мемориальным? Нет! Поскольку имя маршала к нему было откровенно «притянуто за уши», факт «наименования» в общественном сознании не отпечатался.
Ладно, что сделано, то сделано.
В первую очередь, непонятно, почему появление на этой площади цирка является поруганием памяти полководца. Не думаю, что Жуков был бы оскорблен соседством своего имени с красочным «стационарным праздником». В конце концов, сейчас не времена Ивана Грозного, когда любое «лицедейство» и «сочинительство», не связанные с религиозноцерковными обрядами, считались греховными и наказывались вырыванием языков и ноздрей.
Но позиция противников цирка, главным аргументом которых является «поругание памяти», сродни именно религиозному фанатизму – «скоморошество оскорбляет святыню»!
А ярмарка по выходным на этой же самой площади – не оскорбляет? А пара ресторанов здесь же? А то, что главный городской стадион, предназначенный уж точно не для возложения цветов и священнодействий, а для спортивных соревнований, назван именем вождя мирового пролетариата – это нормально?
Если же следовать логике поборников неприкосновенности чьейлибо «памяти», то в городе не должно остаться вообще ни одного зрелищного заведения, ни одного ресторана, спортивного сооружения и парка аттракционов; вообще ничего, что выходит за пределы удовлетворения потребностей в рамках прожиточного минимума и мемориальных священнодействий. Ведь ВСЕ улицы и площади имеют названия, носят имя кого или чегонибудь. Поставь цирк на улице Приборостроительной – непременно найдется ктото, кто заявит, что «поругана идея приборостроения!»
Самое нелепое во всей этой истории то, что на агрессивный выпад гражданки Петраковой весьма деятельно отреагировали депутаты от «Справедливой России». С просьбой проверить законность предоставления участка стационарному цирку на площади Жукова в прокуратуру и УФАС обратились «эсеры» Руслан Перелыгин и Денис Филипченков. Как говорится, за любой «кипеж»…
Стационарный праздник
Теперь о том, против чего «общественность» воюет.
Директор и художественный руководитель Орловского цирка Аллахверди Исрафилов родился и вырос в цирковой семье. Этому виду искусства себя посвятили его дед, отец и дядя. На арене он дебютировал в 14 лет. Затем последовала долгая и более чем успешная цирковая карьера. Джигитовка, работа с подкидными досками, акробатический номер на верблюдах… В конце концов, Аллахверди нашел свое призвание в воздушной гимнастике, причем специализировался на сольных, сверхсложных технически, а потому необыкновенно зрелищных номерах.
Встретив свою будущую жену Галину, загорелся идеей превратить цирковое выступление в небольшой спектакль, «балет под куполом». Так появился номер «Воздушное адажио», с которым супруги объездили полмира. Только перечисление всех завоеванных Аллахверди и Галиной Исрафиловыми наград займет половину газетной страницы.
Я думаю, что «город», которого своим деятельным вниманием удостоил профессионал такого уровня, должен этим гордиться, как, например, ресторан гордится шефповаром с мировым именем.
Век цирковых артистов, чьи выступления требуют силы и ловкости, недолог. В какойто момент супруги поняли, что с арены пора уходить. Но и расставаться с цирком Аллахверди не хотел. Возникла идея создать СВОЙ.
Прежде чем приступить к реализации своей мечты, Исрафилов отучился в ГИТИСе, получив специальность «режиссерпродюсер массовых мероприятий».
В 2015 году Аллахверди Исрафилов осел в Орле. Так в нашем городе впервые за всю его историю появилась «профильная» цирковая концертная организация – Орловский цирк «Триумф». (Этим летом Аллахверди Гасанович решил отказаться от использования в бренде слова «Триумф». Дело в том, что, как выяснилось, такое же название имеют еще несколько российских цирков, а в результате возникала путаница. Так что отныне – просто «Орловский цирк».)
Три года детище Исрафилова арендовало сценическую площадку ТК «Гринн». В Орле с триумфальным успехом прошли шесть «сверстанных» Аллахверди программ с участием звезд первой величины – например, братьев Запашных или Карины и Артура Багдасаровых. Довольны были и публика, и руководитель «Триумфа», и хозяева ТМК «Гринн» – за аренду помещений они получали приличную сумму. Показалось мало, и, как это часто случается, золотоносную курицу решили распотрошить. В итоге отношения были расторгнуты, Орловский цирк на какоето время остался без крыши.
Но нет худа без добра. Исрафилов принял решение возвести в Орле СВОЕ шапито – полустационарное. Все дальнейшие шаги осуществлялись в строгом соответствии с законом.
На долгосрочную аренду площадки, которую сейчас занимает цирк, городскими властями был объявлен конкурс. С соблюдением всех юридических процедур, на абсолютно законных основаниях и без малейших нарушений тендер выиграл Орловский цирк «Триумф». Лишь получив все необходимые разрешительные документы, Аллахверди приступил к созданию цирка.
«Стационарным» этот цирк, не вполне разобравшись в нюансах, назвали некоторые СМИ. Цирковое строение подобного формата считается «полустационарным». Дело в том, что, в отличие от традиционных шапито, ориентированных в первую очередь именно на мобильность, шатер Орловского цирка капитален. Он возведен на фундаменте; рассчитан на 1250 зрителей; оснащен оборудованием, позволяющим выполнять любые номера, никаких технических ограничений; подключен к городским сетям водопровода и канализации (расположенный на территории цирка туалет для зрителей «тянет» на «четыре звезды»); у него есть просторный холл (пока лето – «шатровый», а в перспективе – капитальный, теплый); к услугам цирковых артистов – стационарные гримерные; этот цирк рассчитан на эксплуатацию в любое время года, а, значит, зимой зрителей ждут сказочные новогодние представления.
Кроме того, вся конструкция шатра, все тросы и растяжки выполнены с четырехкратным запасом прочности.
На возведение этого сооружения было потрачено 25 миллионов рублей. Представляете, каково в свете всего этого слышать брошенные вскользь реплики «Ну, подыщите себе какоенибудь другое место…»?
Если Исрафилову, как минимум, не будут мешать, наш город ждет потрясающее цирковое будущее. Помимо новых программ, составленных настоящим мастером своего дела, это и международные цирковые фестивали, и создание в будущем детской цирковой студии, и использование арены для проведения городских и всероссийских спортивных соревнований… Много чего. Но главное – у орловской публики появился шанс ПОНЯТЬ, что цирковое искусство – это действительно высокое искусство, способное доставить удовольствие не только детям, но и взрослым. Все зависит от уровня подачи, от «аранжировки». Поверьте, нельзя постичь, что такое настоящий цирк, посещая лишь заезжие шапито.
Причуды ориентации
А теперь вернемся к тому, с чего начали – к конфликту с недовольным «активом».
По поводу «поругания памяти Жукова» возникает много вопросов. Например, почему прописавшаяся на этой площади ярмарка выходного дня – мероприятие куда более далекое от «вечных ценностей», нежели цирк, – память маршала не оскверняет, а шапито – оскверняет?
В ярмарочные дни на газоне возле памятного камня, чуть ли не впритык к нему, устанавливают бензиновые генераторы, обеспечивающие током холодильные установки. После завершения работы ярмарки на площади остаются горы мусора. В качестве туалета торговцы облюбовали обрамляющие площадку кусты. Так было и до появления здесь цирка, так продолжается и сейчас. Но раньше никто не роптал, всех все устраивало, опасностей для «памяти Жукова» патриотично настроенные граждане не усматривали.
Кстати, Аллахверди Гасанович сказал мне, что 9 мая к мемориальной доске, официально «увековечивающей» память полководца именно на этой площади, не пришел с цветами ни один из «активистов». Зато цветы иногда возлагают зрители, пришедшие на представление.
– Я, кстати, готов, – продолжает Аллахверди, – на деньги цирка близ мемориального камня с памятной доской разбить небольшой сквер с клумбами и лавочками. И я уже озвучивал это предложение, но оно так и повисло в воздухе. Мне вообще не очень понятна шумиха, поднятая вокруг нашего шатра. Ничего, кроме добра, город от нас не видел. На премьерные представления я бесплатно направил тысячу билетов в социальные учреждения, опекающие детейсирот и детейинвалидов. В обычные дни эти категории маленьких граждан, а также дети из многодетных семей имеют право на пятидесятипроцентную скидку, удивляется мой собеседник.
Если здравый смысл не возобладает, и цирк вынудят покинуть площадь Жукова, Исрафилов, скорее всего, просто прекратит всякую деятельность в Орле. Слишком много в этот проект было вложено – и средств, и, главное, душевных сил, – чтобы в какойто момент все начинать с нуля. В одну реку действительно нельзя войти дважды, а умный человек не наступит во второй раз на те же грабли. Орел останется без НАСТОЯЩЕГО цирка, а дети лишатся частички подлинного детства. Пусть сидят дома, пялятся в компьютеры.
Константин АНДРЕЕВ
Фото автора и Аллахверди Исрафилова