В Детском парке появилась «тактильная грядка» для «особенных» ребят.
Новая ниша
Парк давно сотрудничает с орловской школой №14, где учатся дети с ограниченными возможностями. В течение учебного года сотрудники Детского парка приносят туда зверей с зоовыставки, рассказывают о них ребятам, а те могут под присмотром взрослых потрогать животных.
Это является важной частью социализации и реабилитации «особенных» детей. Общение с животными успокаивает, помогает расслабиться. Во время такого урока дети взаимодействуют между собой и узнают новое.
В Детском парке решили не прерывать сотрудничество на время летних каникул. Для детей с ограниченными возможностями здоровья открыли специальный «тактильный уголок» и «тактильную грядку».
– Парк постоянно полон детей, однако для «особенных» у нас до недавнего времени почти ничего не было. Недавно мы с коллегой прошли специальное обучение для работы с детьми с ограниченными возможностями. Теперь мы в Детском парке можем организовывать для них различные активности. Летом ребята с ОВЗ приходят к нам на занятия каждое воскресенье, – рассказывает культорганизатор Детского парка Александра Кузина (на фото вверху).
Перебирать камушки
«Тактильный уголок» – это набор коробок, в которых лежат различные наполнители: камушки, бумага, мелкие игрушки, зерно, мягкие ткани, песок и тому подобное. Дети любят погружать руки в коробочки. Они прислушиваются к своим ощущениям, познают мир. На ощупь надо угадать, что за материал, найти в коробочках спрятанные педагогом игрушки или можно придумать свои правила игры.
Для ребят, которые плохо видят, «тактильный уголок» – одна из самых любимых игр, однако к нему подходят самые разные дети. Что уж там, перебирать приятные на ощупь мелкие штучки любят даже взрослые – это снимает стресс, помогает развитию мелкой моторики и улучшает сенсорное восприятие.
– В разработке уголка дети нам активно помогают. Например, с подачи одного юного гостя мы расширили тактильную зону ящиками, в которых можно походить босиком. Там у нас галька, как на морском берегу, опилки, сено и зерно. Это тоже пользуется популярностью у всех детей, не только у ребят с ОВЗ. Сейчас ведь многие городские дети не очень хорошо себе представляют, как выглядит сено, а уж каково оно на ощупь, каково пройтись по нему босиком… Правда, есть и сложность – голуби пытаются клевать зерно, приходится отгонять. Но это тоже превращается в смешную игру для ребят, – говорит Александра Кузина.
Главная по петрушке
Особое место в Детском парке занимает «тактильная грядка», которую посадили и за которой ухаживают ребята с ограниченными возможностями. Здесь растут картошка, лук, укроп, помидоры, клубника и всякое другое.
Детям дают рассаду, маленькие лопатки, грабли и лейки. Педагоги работают вместе с ними, но основную часть труда выполняют ребята. У каждого ребенка есть своя грядка, некоторым растениям «особенные» дети даже дают имена. Если на улице очень жарко, и родители не пускают на наш огородик, дети звонят – просят полить их растения, переживают.
– Например, к нам на занятия ходит мальчик Миша десяти лет, у него задержка речевого развития. Он посадил свой кустик картошки, и именно эта картошка, единственная из всех на нашей грядке, уже зацвела. Он был невероятно рад! Сам от себя не ожидал, что может вырастить настоящую картошку. Восьмилетняя Зоя, у которой серьезные проблемы со зрением, у нас главная по петрушке и по клубнике. Ровно к 10 утра каждое воскресенье, точно к началу занятия они с мамой у нас. Зоя трогает землю под кустиками клубники: «Я чувствую, они подсушенные – дайте мне лейку». Маша, девочка с ментальными нарушениями и задержкой речи, очень любит свою маму и цветы. Поливает лилии, распрыскивает воду на них из пульверизатора, выдергивает травку. Потом приводит маму за руку и говорит: «Мама, я вырастила эти цветы для тебя!» Детки, например, сами заметили, что помидоры пора подвязывать. Мы пообещали, – смеется Александра Кузина.
Дети и взрослые
«Садотерапия» – одна из популярных в мире методик по социализации детей с ОВЗ и развитию ребенка вообще. Методика идет еще от Монтессори.
Идея создать огородик для детей возникла у и.о. директора Детского парка Натальи Тышкевич давно – когда она наблюдала за собственными детьми, которые с удовольствием возились на участке у дома.
– Бывает довольно сложно вывести ребенка с ОВЗ на контакт. Наши специалисты ищут к каждому свой подход. Если ктото не хочет сажать и поливать, идет трогать разные материалы в «тактильном уголке» или ходить по гальке и представлять, что он на море. Так, когда есть общее дело, общение происходит гораздо легче. В том числе – и детей между собой. Я не люблю, когда делят площадки и пространства на те, где могут играть только здоровые дети и те, где только дети «особенные». Если уж интегрировать последних, то полноценно. Поэтому мы, конечно же, не против, если к тактильному пространству присоединяются обычные дети, – это открытые бесплатные занятия. Причем дети быстро находят общий язык, а вот с родителями бывает сложнее. Признаюсь, непросто вывести на сотрудничество родителей «особенных» детей. Они как будто пытаются закрыть своего ребенка, стесняются ходить с ними на общие площадки, на общие мероприятия. Понятно, что они хотят оградить их от опасностей, но не сажают ли они таким образом их в вакуум самостоятельно? – размышляет Наталья Тышкевич.
Новый тактильный уголок Детского парка – пока первый подобный опыт. Все делали своими руками вместе с детьми. Теперь руководство мечтает о расширении тактильной зоны после ремонта парка.
Елена Маслова
Фото автора