3 июня городская комиссия проверила «доступную среду» в торговых центрах Железнодорожного района.
Парковка занята
В комиссию входят представители администрации города, общества инвалидов, Красного креста. Они проверяют, смогут ли люди с ограниченными возможностями по зрению или на коляске попасть в здание самостоятельно, совершить покупку; оказывают ли им помощь, и как к ним относится персонал.
В течение одного дня комиссия проверяет крупные торговые центры одного района.
Возле торгового центра на Ливенской предусмотрена стоянка для инвалидов. Однако все парковочные места на ней были заняты автомобилями без соответствующей наклейки. Хотя это было утро среды, и остальная парковка была практически пуста. Парковочные места для инвалидов по правилам располагаются близко ко входу. Видимо, водителям, которые в состоянии передвигаться на собственных ногах, просто не хотелось пройти несколько десятков метров.
Первое, что бросилось в глаза при подходе к ТЦ, — слишком крутой пандус. Он довольно невысокий, но человек на коляске, особенно женщина, самостоятельно въехать по нему не сможет. При входе здесь нет желтой тактильной плитки, которая показывает слабовидящим, что здесь двери. На дверях нет желтых кругов, которые также обозначают для тех, у кого проблемы со зрением, куда идти.
Туалет для инвалидовколясочников в торговом центре отсутствует совсем, а современными требованиями к «доступной среде» он предусмотрен обязательно.
При входе нет схемы размещения магазинов торгового центра. Это полезно не только для информирования всех покупателей. Человеку с ограниченными возможностями часто сложно долго бродить по магазинам — он должен увидеть, куда точно ему идти, чтобы быстро купить, что нужно.
В торговом центре на Ливенской есть продуктовый супермаркет. Ширина проходов и расстояние между кассами в нем соответствуют требованиям «доступной среды», однако специальных корзин для людей в колясках там нет.
Во многих торговых точках центра слишком высокие прилавки — инвалид на коляске или низкорослый человек просто не достанет. Да и не смогут оплатить покупку карточкой, введя пинкод, потому что терминал с прилавка не снимается.
В торговом центре на Ливенской в данный момент идет ремонт, поэтому есть шанс, что все замечания будут учтены.
Отзывчивые продавцы
На «курском» рынке парковка для инвалидов также была занята. Сотруднику администрации города пришлось буквально согнать с нее таксиста, чтобы одна из участниц проверки на инвалидной коляске могла припарковать свою машину.
При этом доехать на коляске от стоянки до рынка тоже оказалось непросто — передвижениям мешали бордюры. Тактильной плитки тут тоже нет. Рынок состоит из небольших павильонов с узкими дверями и ступеньками. Проникнуть туда человеку не то что на коляске — на костылях или просто с трудом передвигающемуся, невозможно. Ступеньки перед павильонами краской для слабовидящих тоже не обозначены. Туалет для инвалидов не приспособлен.
– Сейчас у нас идет обновление. Мы, конечно же, учтем все замечания, сделаем откидные пандусы в павильоны и в туалет. А вообще у нас отзывчивые продавцы, к инвалидам подойдут, товар покажут, старым людям помогут — в сумку даже покупку положат, – говорит управляющий рынком.
Он также пожаловался на то, что покупателей становится все меньше — отток людей в торговые сети. А оставшиеся посетители как раз по большей части маломобильные — пожилые люди.
Неожиданно на членов комиссии упал большой зонтик, который стоял над одной из торговых точек с фруктами…
Вход сзади
Торговый центр «Европа» строился недавно, поэтому там с «доступной средой» все относительно неплохо. Но некоторые проблемы, которые обычные люди не замечают, для человека на коляске становятся очевидными.
Например, пандус для подъезда к дверям упирается в проезжую часть, а там, где есть пешеходный переход, — высокий бордюр. Не отмечены желтой краской для слабовидящих двери, нет тактильной плитки. Туалет для инвалидов прекрасно оборудован, но там нет тревожной кнопки изнутри.
Стоянка для инвалидов обширная, но, конечно же, занята почти наполовину. А ктото даже поставил большую черную машину перед дверями торгового центра прямо на пешеходном переходе.
В ЦУМе организовать «доступную среду» оказалось непросто — здание построено в 1962 году. Для инвалидов есть закрытая парковка и два места перед зданием, которые тоже были заняты.
Колясочник может попасть в торговый центр с заднего входа – там есть специальные дебаркадеры и лифты. Однако передвигаться внутри ему будет непросто — много переходов или ступенек. Впрочем, представители ЦУМа уверили, что при нажатии специального звонка появляется администратор, который поможет колясочнику. Также не все двери отмечены желтым цветом для слабовидящих.
В июне уже состоялся объезд Северного района. Замечаний было много, однако были и приятные открытия. В ТЦ «РИО», например, к колясочнику администратор подошел и спросил, не нужна ли помощь: сразу увидели, что подъехал человек с ограниченными возможностями, по камерам видеонаблюдения. Комиссия также отметила, что пока из всех осмотренных объектов лучше всего для людей с ограниченными возможностями здоровья оборудован гипермаркет «Лента».
Городская комиссия выдает рекомендации. По закону, владельцы общественных мест обязаны оборудовать «доступную среду». Однако если они этого не сделают, штрафных санкций пока не предусмотрено.
Елена Маслова