Хельг Митрофанов – молодой орловский художник. Сфера его интересов также загадочна, как и он сам, – Хельг занимается бумажной прорезью.
Офисная бумага в его руках преобразуется в тончайшее авангардное кружево. Чего стоят одни названия: «Орготическая роза», «Марля вечности», «Плащаница обезличивания». Прорези он делает даже на деньгах. Трудно поверить, что весь этот космос сотворен обычными маникюрными ножницами.
– Почему вы выбрали такое редкое и некоммерческое направление?
– Правильно будет сказать – некоммерческое в России. На Западе и Востоке вполне востребованное. Помню момент из детства: мне года три, и мама впервые разрешила взять ножницы. Я попробовал разрезать бумагу, и само ощущение, этот хруст, механика процесса мне очень понравились. Поэтому вырезать я научился раньше, чем читать и писать. Из бумаги я вырезал себе человечков, целые города и планеты, создавал межгалактическую экономику. И эта радость созидания, когда из чистого листа рождается чтото совсем новое, до сих пор живет во мне.
– Недавно вы стали членом Международного клуба «Бумажные традиции».
– Да, это значимый момент в моей жизни. В Домодедово есть исторический музей художественной вырезки из бумаги, где собрана коллекция из 5 тысяч работ со всего света. Там прошла моя выставка, мастерклассы. Специалисты по этому виду искусства Ася Петриченко и Светлана Яворская высоко оценили мои работы, сказав, что ничего подобного в их собрании нет. Таким востребованным и понятым я никогда не был.
– Откуда пошло искусство художественной вырезки?
– Родина его – Китай, где изобрели бумагу. Мастера вырезали послания правителям, украшали храмы и даже делали доспехи из папьемаше, которые отражали косой удар меча. Существуют разные направления: религиозное еврейское искусство вырезания, традиционное корейское, художники Малороссии используют фольклорные мотивы.
– Вы какоето время пожили в Орле, а потом вернулись в глухую деревню. Почему?
– В деревне Средняя Морозиха Троснянского района мой отчий дом. Родители переехали в районный центр, и дом остался пустовать. Мне было жаль его. Конечно, это 12 км от райцентра, живут там всего человек 20, а в дождь и снег добраться почти невозможно. Но комната в общежитии в Орле не то место, где хотелось бы жить и тем более творить. Вот я и вернулся на малую родину со своей женой Исидой. Она, как и я, окончила Орловское художественное училище.
– Вы называете друг друга необычными именами – Хельг, Исида – как они появились?
– Накануне нашего знакомства мне приснился мистический сон, где явилось женское божество и сказало: «У меня разные имена: Афродита, Ева и другие, а тебя я наделяю особым свойством: ты можешь называть любую женщину любым из моих имен». И вот мы общаемся с Татьяной и вдруг, в процессе разговора, я неожиданно для себя называю ее Исидой – это египетское божество, символизирующее плодородие. Девушка ответила мне, будто так и надо, имя прижилось. С Хельгом все проще, это Олег поскандинавски.
– Знаю, что вы с Исидой большое значение придаете снам.
– Самые интересные мы записываем в артдневники. Сон – это состояние хаоса, когда работает подсознание, оно очень древнее и больше доминирует над человеком, чем логическая деятельность. Это другая реальность, более комфортная, когда высвобождается творческая энергия. Художники всегда стремились запечатлеть их, например, сюрреалисты. Я слышу стихи во сне. Еще мы окружаем свой быт фантастическими вещами. Нам нравится артбрют – искусство сумасшедших.
– Вы задумали провести необычный фестиваль в деревне, расскажите о нем подробнее.
– О необычном мероприятии для тех, кому суета города не дает творческого раскрепощения, мы думали с момента переезда в деревню. И вот наконец решили открыть свою площадку – в середине августа проводим фестиваль «Арткрафт». Пока приглашаем тех творческих личностей, с кем знакомы. Это своего рода коммуна художников, сконцентрированная на три дня: микс из фестиваля, выставочного зала и мастерской.
Мы собираемся исследовать явления изобразительного искусства, отдыхать на природе, общаться, проводить мастерклассы, слушать лекции. Хочется сломать стереотип о том, что художественные мероприятия должны проводиться только в городском пространстве, а деревня – нечто чуждое понятию «творческая богема». В Морозихе у нас гектар земли, площадки для самовыражения хватит всем.
Работы Хельга Митрофанова можно увидеть в Орловском музее изобразительных искусств на выставке «Бумажное диво» до 30 июля (0+).
Елена МИХАЛЬКОВА