С 12 по 19 июля на улицах Орла развернется действо театрального проекта «Город» (12+).
Что это будет
Автор идеи и режиссер «Города» – Аркадий Черкашин. В этом году он окончил режиссерский факультет ГИТИСа – мастерскую актера и режиссера Александра Галибина. Аркадий работает в Московском театре юного зрителя Нонны Гришаевой. Однако часть собственного отпуска он посвящает тому, чтобы сделать бесплатный проект для родного Орла.
«Город» – театральная лаборатория. Это значит, что сами авторы пока точно не знают, что получится в итоге.
В основе проекта – направление иммерсивного театра. Здесь нет условной границы между актером и зрителем — нет ни сцены, ни зала с креслами. Зритель стоит или сидит рядом с артистами, погружен в действие непосредственно, а актером может оказаться тот, кто только что пришел со всеми гостями по билету. Иногда зрители даже могут влиять на ход представления.
Действо проекта «Город» развернется на улицах Орла. Жанр этого своеобразного спектакля — сайтспецифик, то есть в нем главная роль отведена пространству, где проходит представление. Некоторые истории этого жанра настолько связаны с конкретными местами, что могут быть разыграны и понятны только там и нигде больше.
Сайтспецифик часто называют «бродилкой». Зритель переходит вместе с актерами с одной точки в другую или сам выбирает маршрут.
Для проекта «Город» выберут знаковые места Орла, где будут представлять отрывки из произведений писателейорловцев. Молодые актеры и режиссер через тексты великих произведений предложат зрителю поразмышлять о роли мест, улиц, домов в жизни человека, о связи прошлого и современности.
Если вспомнить цитату Шекспира о том, что весь мир — театр, то город представляется объемной декорацией к жизни каждого из нас. На время проекта он станет декорацией для условного пространства спектакля, как бы выводя нас, жителей Орла, в другое измерение, предлагая взглянуть на знакомое окружение и на себя в нем поновому.
Посттеатр
Участие в проекте добровольное и бесплатное. Правда, проходил небольшой кастинг.
В «Городе» примут участие студенты творческих учебных заведений. Пока пять человек — двое из Орла и по одному из Москвы, Курска и Брянска.
Сам Аркадий Черкашин недавно выступал в подобном спектакле. В Татарстане проектэкскурсию «Свияжск» финансирует местная администрация.
– Свияжск — это туристическое место, при этом место со сложной историей и особой энергетикой. Работать там в спектакле в жанре сайтспецифик было для меня интересным опытом. Мы «водили» людей за собой, показывая и рассказывая им сюжеты, связанные с конкретными точками. Тогда мне захотелось сделать подобное в Орле, родном городе. Наш проект полностью независимый — никакого финансирования у нас нет. Площадку для репетиций лаборатории предоставляет Центр своевременного искусства, с руководителями которого я давно дружу и сотрудничаю, – рассказывает Аркадий Черкашин.
Лаборатория будет проходить всего неделю. Аркадий сам поставил себе такие жесткие сроки — это чтото вроде личного вызова.
Успеть можно только при огромной личной вовлеченности актеров. Режиссер предложит участникам проекта самим выбрать произведения и отрывки из них. Лейтмотивом представления будет история взаимоотношения с городом или впечатления от города одного, главного «экскурсовода».
Аркадий Черкашин родился в театральной семье. Его отец, известный режиссер, работал во многих театрах страны. В свое время Аркадию пришлось вместе с родителями переезжать из города в город. Может быть, поэтому тема города, пространства и перемещения в нем для него особенно близка.
– В подростковом возрасте я был твердо уверен, что никогданикогда не свяжу свою жизнь с театром! Но, видимо, от того, что тебе предназначено, не уйдешь… Рад, что учился современному, как его еще называют «посттеатру», в мастерской у невероятного Александра Галибина, – рассказывает он.
Поиски смысла
Собственно, форма проекта «Город» – это не единственное, что в нем уникально для театральной жизни Орла.
В мастерской Александра Галибина занимаются не по привычной нам «системе Станиславского», а по системе «игровых структур Анатолия Васильева». Главный упор здесь не на «театр как представление», пусть философское, глубокое и эмоциональное, а на «театр как поиск, путь познания, лабораторию». В центре внимания здесь не столько персонаж, которого создает актер, как бы натягивая на себя маску, а текст. Актеру важно передать смыслы текста через самого себя, искреннего и настоящего.
– Когда раскрывается смысл, тогда звучат и персонаж, и автор, и текст. Хочется предложить зрителю подумать, а не только сопереживать, – говорит Черкашин.
Он сам участвует в поставленном по этим принципам иммерсивном спектакле «Игра в преступление. Достоевский» (16+), который идет в театре «Школа современной пьесы» в Москве.
12 июля в Центре своевременного искусства на открытой лекции, куда могут прийти все желающие, Аркадий и его однокурсник Дмитрий Ермаков расскажут об «игровых структурах» и дадут небольшой мастеркласс.
А собственно результат лаборатории представят на улицах Орла 19 июля, если не помешает погода.
– Я еще точно не знаю, что получится, но однозначно могу сказать: будет интересно! – улыбается Аркадий Черкашин.
Елена Маслова