В День города библиотека им. Бунина сделала орловцам уникальный подарок — экскурсию в фонд редких книг. Можно было прикоснуться к изданию, которому больше 500 лет, и к книгам, в буквальном смысле опаленным войной.
Крепостной грамотей
В фонде более 3000 редких книг и 10 тысяч экземпляров периодики. Самые ценные экземпляры хранятся в специальных сейфах.
Здесь есть, например, рукописные «Минеи» – богослужебная книга конца XV века. Евангелие конца XVI века, выпущенное Петром Мстиславцем — учеником и соратником Ивана Федорова. Это одна из 24 старопечатных книг, которые есть в библиотеке им. Бунина.
Среди уникальных рукописных книг – «География вообще с ландкартами, преподаваемая титулярным советником Антоном фонВильфингом в сельце Умрихине» 1820 года. Ее написал учитель географии, а переписал «крепостной грамотей». Поражает аккуратный каллиграфический почерк. В книге вручную нарисовано 72 карты — все губернии Российской империи и европейские страны.
Есть в фонде редкой книги прижизненные издания классиков. Например, «Первые опыты в стихах и прозе Лажечникова» 1817 года.
– Сначала эти «Опыты» выходили по одному в газетах и журналах. Пока они были единичны, вполне устраивали автора, но как только вышли в сборнике, особенно на фоне восходящей звезды Пушкина, показались Лажечникову чрезвычайно примитивными. Он собрал почти весь тираж и сжег. Осталось лишь несколько книг, и одна из них хранится в библиотеке им. Бунина в Орле, – рассказывает главный библиотекарь фонда редких книг Ольга Краузова.
Патрон-перо
Вот месяцеслов за 1787 год, которых издавалось тогда великое множество. Но этот удивителен тем, что принадлежал Варваре Сергеевне Цуриковой, жене орловского наместника. В нем на вклеенных чистых страничках она описала целый год своей жизни.
– Здесь упоминаются орловские ремонты, женитьбы, крестины. И в том числе — визит в Орел императрицы Екатерины II. Варвара Сергеевна рассказывает, что по случаю приезда императрицы «был дан благородный спектакль, затем тетушкам она подарила бриллиантовые серьги, а на дядюшку Семена Александровича изволила возложить орден Владимира II степени», говорит Ольга Краузова.
Есть в фонде редких книг и памятные издания, необычные по оформлению. Например, небольшой сборник стихов о Гражданской войне, выпущенный в 1973 году. Но к книге прикреплен патрон, верхушка которого стилизована под перо, а внутри – земля с Волочаевского кургана, который был обагрен кровью борцов за советскую власть.
Есть «Слово о полку Игореве» 1934 года издательства «Академия». Сегодня книги этого издательства стоят баснословных денег. Все иллюстрации в ней сделаны в технике «палех» художником Иваном Голиковым. За это он получил Сталинскую премию. Тираж книги 3400 экземпляров и почти весь он ушел за границу. В России осталось несколько экземпляров, которые сразу же стали библиографической редкостью.
Есть коллекция миниатюрных изданий, но показывают их теперь с осторожностью. В прошлом году одну книжечку во время такой экскурсии украли.
Голос Левитана
– Во время Великой Отечественной книги воевали как и люди. Книги издавались и в самые сложные годы. Издания, которые выходили в годы войны, можно отличить сразу: невзрачные обложки, серая хрупкая бумага, минимум иллюстраций. В первые годы войны издавали книги, воспитывающие мужество, веру в победу. Вот, например, «Заветы Суворова», «Минин и Пожарский». Вот книга о советском летчике, мастере высшего пилотажа герое войны в Испании, погибшем в 1939 году при испытании нового самолета, Анатолии Серове. Она была очень популярна среди молодежи. Но конкретно этот наш экземпляр примечателен тем, что на форзаце есть дарственная надпись: «Дорогому бойцу Красной армии от Боровкова Игоря, ученика Денисовской школы». То есть эта книга готовилась к отправке на фронт, вполне возможно, она там и побывала, – рассказывает Ольга Краузова.
Маленький сборник «За Родину» – книга, которая была издана в Орле одной из последних перед оккупацией в июле 1941 года. Это призыв к борьбе. В ней – рассказы о сопротивлении города Ельца полчищам Тимура в XIV веке, об обороне Мценска от многотысячного войска хана Гирея в середине XVI века, об орловских ополченцах, сражавшихся с армией Наполеона.
А вот книга «Ликвидация орловского плацдарма немцев и взятие советскими войсками городов Орла и Белгорода» – первая, изданная здесь после освобождения.
– Когда читаю название, в голове будто звучит голос Левитана. Здесь всего восемь страниц, это сводка об итогах боев за летние месяцы. В конце штампик: «Прочти и передай товарищу». Скорее всего, она тоже была на фронте. А вот книгаобвинение — о зверствах нацистов на орловской земле. В ней всего 15 страниц, но какие это страшные страницы.
Выхваченные из огня
Когда нацисты оккупировали территории, они громили библиотеки и сжигали книги. Лучшие издания отправляли в Германию.
Сжигали «Полтаву» Пушкина, «Войну и мир» Толстого, сочинения Короленко. В список запрещенных книг попали Белинский, Герцен, Добролюбов, Блок, Горький, не говоря уже о советской литературе. За время оккупации в Орле было уничтожено более 80 тысяч книг. Некоторые издания смогли выхватить из огня жители города. Их вернули в библиотеку, когда Орел освободили. Уже 11 августа 1943 года библиотекари вернулись на рабочие места.
На экскурсии разрешают потрогать особо ценные издания, выхваченные из костров. Книги XVIIIXIX веков с обугленными краями и почерневшими от сажи обрезами. Таких в коллекции библиотеки около 20.
– Мы никогда не будем их восстанавливать и реставрировать, – говорит библиотекарь.
Елена Маслова
Фото автора