С 1 июня 2019 года в нашей стране заработал финансовый омбудсмен. «Орловская городская» разбиралась, зачем он нужен и чем поможет орловцам?
Денежные споры
Финансовый омбудсмен, или финансовый уполномоченный, решает денежные споры между людьми и финансовыми организациями до суда. К уполномоченному можно обращаться, если финансовая организация не выплатила или не доплатила вам деньги или, наоборот, взяла с вас больше, чем положено по договору.
Для граждан услуги омбудсмена бесплатны. Для финансовых компаний его решения обязательны так же, как и решения суда.
На каких условиях
Финуполномоченный берется за дело при соблюдении ряда условий.
Решает споры только по договорам частных лиц с финансовыми организациями.
Споры должны касаться только денег и имущества.
Требование о взыскании средств с финансовой организации не должно превышать 500 тыс. рублей (за исключением имущественных споров по ОСАГО, которые рассматриваются независимо от суммы взыскания).
Если с момента нарушения прав потребителя финансовых услуг прошло не более трех лет.
Как обратиться
Самый быстрый способ – отправить обращение через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного finombudsman.ru. Там же есть форма заявленияпретензии. Можно послать заявление обычным письмом по почте, в котором изложить суть спора своими словами. К обращению надо приложить ответ финансовой организации, если вы его получили. Или представить копию своей претензии компании и написать в заявлении, что ответ так и не получен. Стоит также приложить документы, которые подтверждают ваши претензии: копии или сканы договоров, квитанций, переписок и другие.
Когда будет решение
Омбудсмен вынесет решение в следующие сроки:
в течение 15 рабочих дней с момента подачи заявления, если не требуется техническая экспертиза (например, осмотр автомобиля после ДТП);
в течение 25 рабочих дней, если нужна техническая экспертиза;
в течение 30 рабочих дней, если заявление подает не клиент компании, а посредник.
Если вы не согласитесь с решением омбудсмена, то можете решить спор с компанией через суд.
Полномочия вырастут
С 1 июня 2019 года решения финомбудсмена обязаны выполнять страховые компании только в отношении претензий по ОСАГО, ДСАГО и каско, а с 28 ноября 2019 года – уже по всем остальным видам страхования, кроме обязательного медицинского страхования. С 1 января 2020 года уполномоченному уже можно жаловаться на микрофинансовые организации (МФО). С 1 января 2021 года – на банки, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), ломбарды и кредитные потребительские кооперативы (КПК).
До наступления этих сроков любая финансовая организация может добровольно сотрудничать с омбудсменом. На сайте финуполномоченного есть перечень таких компаний, а на сайте Банка России – реестр организаций, которые обязаны с ним работать.
Главным финансовым уполномоченным сроком на пять лет с 2018 года назначен Юрий Воронин. В его службу входят также уполномоченные в различных сферах финусуг.
Первые итоги
За два месяца работы финомбудсмен получил свыше 10 тысяч заявлений от клиентов страховых компаний.
Более 95% жалоб касаются ОСАГО: автовладельцы недовольны размером и сроками страхового возмещения либо полным отказом страховой компании выплачивать деньги, сообщается на сайте службы.
В июле в службу финуполномоченного поступило в 3,5 раза больше обращений, чем в июне. Подавляющая часть — в электронной форме через личный кабинет на сайте уполномоченного. Лидерами по количеству жалоб стали жители Южного, Приволжского и Центрального округов.
Уполномоченный вынес решение почти по 200 обращениям. В половине случаев он встал на сторону клиентов страховых компаний, а в половине – на сторону страховщиков.
При этом две трети жалоб были отклонены изза того, что заявители нарушили порядок обращения. Люди не пытались решить проблему напрямую со своей страховой компанией. По закону, это нужно было сделать до того, как обращаться к омбудсмену.
Решение — в пользу клиента
17 июля вступило в силу первое решение финансового уполномоченного по результатам рассмотрения спора потребителя со страховой организацией.
Житель Тюмени одним из первых воспользовался новым досудебным порядком разрешения спора со страховой компанией. Он обратился к финуполномоченному по поводу взыскания со страховой компании неустойки за нарушение срока ремонта автомобиля по договору ОСАГО. Компанией был нарушен30дневный срок восстановительного ремонта, который установлен законом. Срок передачи машины клиенту со станции техосмотра был превышен на 38 календарных дней. Законом «Об ОСАГО» за каждый день просрочки предусмотрена финансовая санкция в виде неустойки в размере 0,5% от суммы возмещения.
В результате рассмотрения обращения было установлено, что стоимость восстановительного ремонта составила 130 600 рублей. Учитывая период нарушения, финансовый уполномоченный удовлетворил требование тюменца и принял решение взыскать со страховой организации в пользу заявителя 24 814 рублей (0,5% от 130 600 рублей – 38 дней). Решение вступило в силу.