Энтузиасты-педагоги дома детского творчества №3 Заводского района Орла скрупулезно восстанавливают коллекцию праздничных народных костюмов Орловской губернии и занимаются с детьми такими редкими ремеслами, как кружевоплетение на коклюшках и народная вышивка.
Простая геометрия
– Сейчас у нас готовы два праздничных костюма. Как и повседневные, они состоят из простых геометрических фигур – квадраты, прямоугольники, треугольники, – рассказывает педагог центра Лилия Макарова. – Если вам скажут, что у крестьянок были вырезы на одежде – не верьте. Ткацкие станки, которые стояли в каждом доме, рассчитаны на плетение полотна 40, максимум 60 сантиметров.
Наши предки выращивали лен, крапиву, коноплю: сушили, сучили, вычесывали, пряли. Целую зиму крестьянка ткала. Это адский труд и представить, что она могла кусок ткани пустить в расход, невозможно.
Первый костюм педагоги реконструировали по книге известного ученого Ф.М. Пармона. В процессе обнаружилось много тонких моментов, ведь этнографы создают, скорее, образ одежды, а как носить ее на практике, им, зачастую, неведомо.
Лилия Макарова и Наталья Ильина подошли к делу основательно, сняли мерки с доступных экспонатов, тщательно отфотографировали народный костюм, хранящийся в Орловском краеведческом музее. Основную работу педагоги делают сами в свободное от учебного процесса время. Дети помогают с вышивкой, плетут украшения из бисера, таким образом приобщаясь к истории и народной культуре.
Зачем на голове рога?
– Орел долгое время находился на перекрестке культур, – продолжает Лилия Владиславовна. – Здесь оседало множество разного народа, южного и северного, и каждый вносил свою лепту в орловский костюм. Рога на головном уборе – это символ женщины, олицетворение коровы или материоленухи, что говорит о плодородии.
Яркую опушину придумали мастерицы Тульской губернии. С деньгами у народа там было туго, а украсить себя хотелось, вариант же, состоящий из нескольких слоев ленты, стоил недорого. Опять же радуга – символ дождя, родящей земли – отсюда и украшение на позатыльник – бисерные нити в виде дождика. В повседневных костюмах красной тканью обрабатывались все места, куда может проникнуть нечистая сила: рукава, ворот, низ платья и рубахи. Красный – цвет жизни, доминирующий и в орловском списе, нашей традиционной вышивке, – заключает педагог.
– В Рязани, когда молодая беременная женщина на большом сроке выходила на улицу, ей давали в руки ухват как защиту от нечисти. В тех краях рога тоже часто встречаются. Думаю, оттуда же растут «ушки» на орловских головных уборах, – присоединяется к разговору Наталья Борисовна. – Сказать по совести, знания наших предков утрачены и истинный их смысл восстановить очень сложно.
Одних только предметов в головном уборе до 14 штук. Сразу понимаешь, что красота требует жертв: половина предметов неизвестно зачем. Но наши предки лучше это знали, возможно, особый смысл в каждую тряпицу вкладывали.
Головные уборы были очень дорогими, они передавались по наследству. Если корова стоила 3 рубля, то цена головного убора доходила до 27 рублей, на него копили всей деревней. Думаю, не всякая женщина шила его сама, скорее мастерицы. На один только ряд опушины мы купили 25 метров атласной ленты. Тончайшая, кропотливая работа, стежки по два миллиметра длиной, не всякая крестьянка нашла бы время для такого трудоемкого шитья.
Бывают ли «боевые» кокошники?
В каждой губернии на Руси существовали свои особенности, костюмы с самым богатым убранством носили на севере.
Свадебные костюмы украшали цветами, после рождения ребенка женщина уже не могла их носить. Во все времена народный костюм служил показателем статуса. По одному только внешнему виду можно было понять, из какой деревни женщина, замужем ли она, есть ли у нее дети. Чем старше она становилась, тем меньше украшений носила, и тем шире была клетка на ее поневе.
В Залегощенском районе сохранились свидетельства о том, что женщины носили на плечах «эполеты». В этой местности селились казаки, и, скорее всего, крестьянки взяли на заметку интересный «декор».
Еще можно увидеть, что простые русские женщины надевали по три пары чулок, но не как защиту от холода, а чтобы ноги казались толще и красивее.
Увлекательно следить, как старые традиции трансформировались в современные. Так, обрядовые куклы «Мировая роща» на свадебном пироге превратились в фигурки жениха и невесты на торте.
– Однажды мы прочли в интернете, что девушки носили «боевые» кокошники из нержавеющей стали. Представили девицу с остро заточенной лопатой на голове? Тото и оно! Сейчас «специалистов» множество, каждый в свою дуду дудит. Я же исхожу из практического опыта. Поэтому мне смешно читать, что крестьянка вышивала фигуры списа, любуясь морозным окном. Спис зародился в XVIII веке, окна в крестьянских избах встречались крайне редко, а какие могут быть узоры на бычьем пузыре? – задается вопросом Наталья Ильина.
– То же самое могу сказать и об образах списа: я не наблюдаю в нем сакральные знаки. Думаю, крестьянка, увидев в доме барыни виноградную лозу в барочном стиле, как могла пыталась ее повторить. Это сегодня у нас и компьютер, и схемы, и карандаши с резинками, а тогда – только иголка с ниткой в руках – вот и вышивали по наитию.
На одежде орловский спис я встречала только на передниках и то сильно подозреваю, что на них пошли нарядные куски изношенного полотенца. Раньше к любому лоскутку относились весьма бережно: если низ богато украшенной вышивкой рубахи износился – его просто срезали и пришивали новый, оставляя вышивку, очень уж тяжело было ее создать.
Елена Михалькова