Детские лейкозы в НКМЦ имени Зинаиды Круглой лечат по одной схеме с центрами Москвы и Европы. С таким же успешным результатом. Об этом и не только рассказал известный орловский онколог Иван Фисюн.
Не упустить время
На прошлой неделе в приемное отделение областной детской больницы поступил 15летний подросток. Он пришел сам, потому что испугался и даже родителям не признался, что уже третий день испытывает непривычную слабость и апатию, что почемуто болят ноги, а на теле появились красные кровяные точки.
Общий анализ крови подтвердил диагноз, поставленный заведующим отделением детской онкологии Иваном Фисюном уже при беседе с Алешей (имя изменено): острый лейкоз, одна из самых распространенных детских опухолей, субстратом которой являются незрелые кровяные клетки – бласты. В норме все клетки крови рождаются из бластов и созревают в костном мозге, а в кровеносные сосуды поступают уже наполненными функциональной информацией: эритроциты служат для доставки к органам кислорода, лейкоциты контролируют инфекционные заболевания, тромбоциты – свертываемость крови.
Бесконтрольный бласт
Но по неизвестной специалистам причине случается, что один из бластов «выпадает» из системы и начинает бесконтрольно размножаться, превращаясь в опухоль и вытесняя здоровые клетки. Их число уменьшается, и кровь перестает справляться с функциями «экспедитора» кислорода и защитника от инфекций и вирусов, не останавливаются кровотечения. Так возникает острый лейкоз (лейкемия).
…В тот же день у Алеши были взяты все необходимые анализы, в том числе пробы костного мозга. Курьерская служба доставила материалы в лабораторию одного из федеральных онкоцентров и уже к вечеру следующего дня по электронной почте были получены результаты. И мальчика начали лечить.
«Москва – Берлин»
Так называется международный протокол (схема) лечения острых лимфобластных лейкозов у детей, соавторами которой стали два опытных профессораонколога из России и Германии. Он гораздо проще в исполнении, чем немецкие протоколы, предусматривает меньшие дозы препаратов, за счет чего выживаемость пациентов в России за два десятилетия выросла с 10 до 90%. В том числе и в Орле. И все потому, что пять лет назад НКМЦ им. З.И. Круглой стал его участником. Возглавив отделение, доктор Фисюн получил возможность консультироваться и тесно сотрудничать с профессором Александром Карачунским, руководителем этого международного протокола.
– В Европе им пользуются во многих странах, в России – более чем в полусотне регионов, – поясняет Иван Владимирович. – В нашем отделении лечение получают также дети из Курской области и других регионов. Именно статус отделения многопрофильного медицинского центра со штатом узких специалистов и подготовленного среднего медперсонала позволяет оперативно использовать тот самый «золотой» промежуток времени, когда ребенка можно спасти. Алеше предстоят трудные месяцы лечения и реабилитации, но первый шаг предпринят своевременно. Теперь в союзниках у подростка большой багаж знаний врачей и опыт международного протокола, по которому одинаково лечат в онкоцентрах Германии, Москвы, Орла.
Трудно быть первыми
Еще четыре года назад всего этого в регионе не было, как не было и самого отделения, созданного в апреле 2015 года. Десятки родителей нашей и соседних областей не перестают благодарить за его создание бывших руководителей областной детской больницы Владимира Круглого и Алексея Медведева: настояли, убедили, выбили средства и штаты. А еще доверили новое отделение молодому гематологу Ивану Фисюну, получившему шестилетнюю практику в федеральных детских центрах иммунологии, гематологии и онкологии.
И не ошиблись: получили и специалиста, и организатора. Как о давнем прошлом Иван Владимирович рассказывает о трудностях становления отделения, штучном подборе и обучении сестринского звена, кастинге среди сотрудниц клининговой службы.
Доктор отмечает, что благодаря особым требованиям чистоты и гигиены, в отделении отсутствуют внутрибольничные инфекции, а каждая из санитарок на противоинфекционных препаратах ежедневно экономит для клиники огромные суммы.
Что касается старшей медсестры Натальи Брежневой, то, по мнению завотделением, в профессионализме она не уступает коллегам из столичных онкоцентров. Высоко оценивает Иван Фисюн и работу второго врача отделения, детского онколога Ксении Комратовой, с которой, собственно, и несет все врачебные нагрузки. Пока справляются…
«Идите к педиатру!»
Так звучит главная рекомендация Ивана Владимировича по поводу профилактики детского лейкоза.
Он категоричен: посещать участкового педиатра следует своевременно, в дни, когда ребенку назначено. Тогда и диагноз будет вовремя поставлен. Тем более, что орловские педиатры настроены на онкологическую настороженность: в трудных случаях консультируются с врачами НКМЦ и направляют ребенка к ним.
Создание отделения сделало доступным лечение 75% детей с онкозаболеваниями, тогда как до 2015 года здесь могли принять лишь четверть больных.
Теперь в столичные медицинские центры направляют только тех, кому нужна поднаркозная лучевая терапия или затратные высокотехнологичные операции.
Что касается химиотерапии острых лейкозов, то здесь динамика такая: до создания отделения в Орле ее проводили единицам, в 2018 году проведено 950 этапов.
Общий же итог деятельности работы отделения по различным международным протоколам – более 90 вылеченных детей со стойкой ремиссией, 18 из которых излечены от острого лейкоза. В эти дни врачи делают все возможное, чтобы и Алеша пополнил число выздоровевших.
Валентина Новошинская
Фото из личного архива Ивана Фисюна