Учитель изобразительного искусства школы № 10 Елена Давыдова — одна из обладательниц муниципальной педагогической премии этого года. Она сделала предмет, который в школах обычно считают проходным и неважным, одним из самых любимых учениками.
– Елена Валерьевна, почему вы стали учителем изо? Как давно преподаете?
– В эту школу я пришла сразу после института в 1996 году, и вот так, больше 20 лет, не считая двух декретов, работаю здесь. У меня мама художник, творческая личность. Я выросла в творческой среде, это и определило мою судьбу — творческое начало пересилило все. Работа школьного учителя тяжелая, но предмет интересный. Да, по изо не сдают экзамен. Но представьте, что будет, если дети в школе будут делать только «серьезные» предметы? Уроки в области искусства положительно влияют на психологическое состояние детей. Дети чтото делают своими руками. А в наш век информационных технологий это трудно переоценить. Кроме того, через искусство мы с детьми учимся смотреть на природу, видеть ее красоту. И когда у ребенка сначала был чистый белый лист, а к концу урока у него чтото получилось, его радость сложно передать.
– Не все же дети талантливые. Как вы работаете с теми, кого природа обделила склонностью к художественному творчеству?
– Научить основам можно практически любого. Да, некоторые дети в первом классе не умеют держать кисточку — держат ее как ложку или карандаш. Начинаем с азбуки, с основ, развиваем руку, развиваем глазомер. Одиндва раза показать чтото ребенку — он воспринимает. Многие втягиваются. Бывает, что и нет. Но для этого и существует средняя школа с ее разнообразием предметов — чтобы человек мог определить свои склонности. Нельзя же быть математиками, историками, спортсменами и художниками сразу. Если у ребенка нет порыва к изо, зачем его насиловать? Я даю конкретное, доступное ему задание, после выполнения которого он может спокойно идти играть в свой футбол, например. Он получил оценку заслуженно, при этом работа ему по силам. А те, кому близко изо, ходят на дополнительные занятия, участвуют и побеждают в творческих конкурсах.
– Со временем у детей меняется отношение к урокам изо?
– Да, обычно у учеников среднего школьного звена происходит творческий спад. И тут, чтобы заинтересовать, лучше всего переходить на индивидуальные творческие проекты. Например, ребенку предлагаю самостоятельно найти какойто наглядный материал или изобразить один и тот же предмет в разных техниках. Когда ребенок рассматривает тему с разных сторон, он может сам увидеть свои ошибки и исправить их.
– Что вы делаете, если вам попадается хулиган, который не хочет работать?
– Как раз вот здесь и проявляется мастерство учителя. Надо дать хулигану такое задание, чтобы ему было интересно. Неплохо помогает коллективная творческая работа. Например, один делает подмалевок, другой дополняет изображение цветом. Как только они понимают, что зависят друг от друга, а оценку получить надо, волейневолей все включаются в работу.
– Вы кандидат наук. Среди школьных учителей, тем более среди учителей изобразительного искусства, не так часто встречаются люди со степенями. Расскажите о своей научной работе.
– Когда изменились образовательные стандарты, от нас потребовали много внеурочной деятельности. Причем в 1 и 2 классах на одно дополнительное занятие отводится всего полчаса. При этом ни одной четко разработанной методики, как за такое короткое время давать материал, тогда не существовало. Я поняла, что надо чтото делать. Поступила в аспирантуру, именно чтобы разработать программу внеурочной деятельности по изо, которая была бы доступна разным педагогам и при этом давала бы результат. В основе — опять азбука: рисунок, живопись, графика, декоративноприкладное искусство. Однако еще я увязала программу с течением учебного года. Осень — красивое и живописное время года, поэтому первую четверть мы работаем красками, у нас живопись. Вторая четверть — зима, красота чистых природных линий, когда листья облетели, разнообразия красок особо нет, поэтому у нас в это время графика. Третья четверть длинная, самая рабочая, поэтому там у нас композиция, технические особенности изо. Во время четвертой четверти мы лепим, клеим, мастерим.
– Как интересно! Даже захотелось прийти позаниматься.
– Приходите, изостудию для взрослых в Лужках я тоже веду. В этом районе мало культурных центров. При этом у нас много людей, которые могут рисовать и любят это. Также у нас есть кружок батика для детей — занимаемся росписью по ткани. Сама очень люблю батик, еще создаю свои авторские работы, когда появляется на это время. Обожаю рисовать шаржи на знакомых. Люблю городские пейзажи — старинные улочки Орла или Болхова. Мне сложно сосредоточиться на одной технике, люблю разные стили, жанры, творческие эксперименты. Нередко появляются желающие купить мои работы, но коечто я не продам никогда — некоторые картины очень важны для меня лично.
Елена Валерьевна Давыдова — учитель изобразительного искусства в школе № 10, руководитель нескольких изостудий при школе, кандидат педагогических наук, автор методики внеурочного преподавания изо, лидер методического объединения учителей изо города Орла, педагог в частном центре раннего развития, действующий художник, участник художественных выставок и организатор пленэров для учителей изо, мама двоих детей.
Елена Маслова