Образ Орла в историческом развитии показали сотрудники краеведческого музея на выставке «Город и горожане» (6+), которая открылась 1 ноября.
Как выглядели посадские люди?
Орел – как крепость на южных рубежах русского государства — отражают исторические реконструкции Владимира Неделина и регулярные планы города. Когда Орел в 1778 году становится губернским городом, его населяют дворяне и посадские люди. Как они выглядели, судим по копиям из историкостатистического описания городов Российской империи: замысловатые головные уборы и пышные юбки у женщин, мужчины в шляпах и длинной, почти до пят, верхней одежде.
Выставка населена персонажами, формировавшими среду губернского, а затем областного центра. В ее создании участвовали областной Государственный архив и публичная библиотека имени И. А. Бунина.
Культурное пространство
Девятнадцатый век — расцвет русской культуры. В городе работает историк Гавриил Пясецкий. Его труды – документальная база для работ современных краеведов. На выставке представлены фотографии Пясецкого, его прижизненные издания.
Посетителям предлагают посмотреть на Орел конца XIX века глазами Ивана Бунина, чье 150летие мы отмечаем в 2020 году. Орловский период жизни писателя вошел в «Жизнь Арсеньева», хотя Иван Алексеевич открещивался от автобиографичности произведения. Глядя на фотографии и открытки, следим за пешей прогулкой классика от улицы Болховской через Александровский мост, по Гостиной, мимо Государственного банка и дальше – до Пушкарной слободы.
Атмосферу середины XIX века сохранила… скатерть! Драгомановы переехали в Орел с Украины и завели замечательную традицию — все гости оставляли на скатерти автографы, кусочки музыкальных произведений, а потом женская половина семейства вышивала их разными нитками.
На ткани запечатлены автографы общественного деятеля Лясковского, князя Куракина и других «сливок» орловского общества. Когда Драгомановы переезжают в СанктПетербург, на скатерти появляются автографы Струве, Родзянко и другие фамилии общероссийского масштаба…
Дело о папиросе
Еще один необычный музейный экспонат – дело, заведенное по пустяковому поводу.
– На месте театра имени И.С. Тургенева располагалось Орловское дворянское собрание, там и произошел этот нелепый случай, – рассказала Светлана Лазарева, научный сотрудник музея. – Елена Юрасовская ожидала на крыльце мужа, и в это время к ней подошел попрощаться офицер Мандельштам 51го драгунского Черниговского полка с папиросой в зубах. Елена Станиславовна сочла это легким оскорблением и укорила молодого человека, выразив недоумение, что офицеры императорской армии прощаются с дамами таким дерзким способом. Казалось, пустяк, но подошедший супруг, а также домыслы и слухи, которыми оброс этот случай, довели участников до дуэли! 1900й год, дуэли давно под запретом. К счастью, она была бескровной: прострелили шинели, но громкое дело дошло до самого императора, который своей резолюцией приказал его прекратить. Наверняка, это была последняя дуэль в имперской России, – предположила экскурсовод.
Сохранилась фотография членов физикоматематического кружка. В частности, его посещает Федор Похвалинский – один из первых хранителей губернского музея. В районе современного Детского парка он построил домбашню в романском стиле и завещал его городу. Там располагались Общество любителей изящных искусств и часть губернского музея. Федор Федорович – славянофил, человекчудак: самую пустяковую бумажку он писал на старославянском и много внимания уделял археологии, вел раскопки на территории современных Орловской и Брянской областей.
Трагический ХХ век
Революция 1917 года. Страна встает на другие рельсы, и люди вынуждены приспосабливаться к новой действительности. Такова судьба бывшего штабсротмистра Окунева. До революции он – участник Первой мировой, блестящий офицер, после – кустарьодиночка, сапожник, мы видим его рабочие инструменты.
Становление новой России прерывает Великая Отечественная война. 3 октября 1941 года на 22 долгих месяца город оккупирован фашистами.
Подпольные группы Сечкина, Авицука, Жореса стараются нанести урон врагу. Добывают информацию, взрывают гостиницы — знаменитый взрыв ресторана «Коммуналь», где отдыхали немецкие офицеры. В Орле действует подпольный госпиталь – «русская больница» – он возвращает фронту тысячу вылеченных солдат.
Освобождение Орла 5 августа 1943 года запечатлено на картинах русских художников. По словам старожилов, в городе не осталось ни одного целого здания! Материальный ущерб колоссален – 912 миллионов советских рублей.
Население восстанавливает город, строит железнодорожный вокзал, Дом связи – будущий Главпочтамт, Дом политпросвещения — ныне Музей изобразительный искусств, театр.
5060е годы ХХ века — промышленный ренессанс, развивается тяжелая и легкая промышленность. Сохранились образцы одежды производства крупнейших фабрик и трогательное платье с эмблемой «Орлу – 400 лет». На фото 90х: очереди за хлебом, демонстрации, уставшие и отчаянные лица в толпе. Благополучные 2000е: шествие «Бессмертного полка», митинг в честь присоединения Крыма, 450летие города Орла… Многие любопытные факты и экспонаты представлены на выставке до середины января.
Елена Михалькова