В прошлом учебном году среди орловских школьников впервые сразу пятеро набрали максимальное количество баллов на ЕГЭ по литературе. Что читают современные подростки, читают ли вообще, зачем нужна литература? Об этом мы поговорили с Валерией Гуровой, кандидатом педагогических наук, доцентом Института развития образования, заместителем председателя предметной комиссии ЕГЭ по литературе, экспертом предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку.
– Валерия Яковлевна, как на грамотность влияют социальные сети?
– Как любое языковое пространство соцсети имеют влияние на языковую личность человека. И если эта личность непрофессиональная, неустойчивая, определенные деформации будут наблюдаться. Современный рынок освободил от языковых обязательств даже книги, где встречаются откровенные ошибки. В слоганах на рекламных растяжках запятые зачастую игнорируются. Большие проблемы у носителей языка с ударениями. За чистотой речи перестали следить и дикторы на центральных каналах. Я бы посоветовала почаще обращаться к академическим словарям, только не интернетным. Верным хранителем языковых норм остается учитель русского языка и литературы. Лингвистические знания детей подтверждает ЕГЭ. Поэтому не могу сказать, что дети стали писать совершенно безграмотно.
– Самая распространенная жалоба родителя – ребенок мало читает.
– А сами родители много читают? Как часто ребенок видит взрослого с книгой? Если в семье нет культуры чтения, откуда ребенок ее возьмет? Я наблюдаю и обычных учеников, и обучающихся в школе одаренных детей «Интеллект», и тех, кто участвует во всероссийском этапе олимпиады по литературе. Все они читают поразному и разное, но читают. Большой интерес к зарубежной литературе, фэнтези, как раньше к сказкам. Ребенку хочется чуда, и он его находит в книгах про Гарри Поттера. Кстати, подростки любят Лермонтова, его стихи, и я неоднократно слышала, что их представление о литературе перевернулось благодаря знакомству с романом «Герой нашего времени».
– Существует мнение: зачем читать художественную литературу, вымыслы о чужой жизни. Научная или специальная принесут больше пользы.
– Книги дают человеку возможность пережить столько, сколько не отведено на всю его жизнь. Книга будит воображение, а главное, развивает человеческие эмоции. Это весьма актуально, потому что современные подростки имеют пониженный эмоциональный фон. Негативная информация обрушивается лавиной ежедневно, организм в целях самосохранения блокирует ее восприятие.
Детям не только сложно чувствовать, но и сложно выразить чувства. Они становятся равнодушными. Это происходит и со взрослыми. И тут на помощь может прийти книга, например, «Преступление и наказание» Достоевского. Федор Михайлович обращен к самым полярным человеческим чувствам: он учит нас любить и ненавидеть, сострадать и презирать. Его надо читать обязательно.
– Что должен уметь учитель, чтобы заинтересовать ребенка книгой?
– Если он влюбляет в себя ученика, вызывает симпатию как человек, то ученик невольно потянется и к его предмету. Я, перечитывая одни и те же произведения не первый год, каждый раз открываю в них чтото новое. Это удивительный феномен искусства. Учитель литературы преподает не только предмет, но и область искусства. Он должен перечитывать классику, знать современный литературный процесс, быть в курсе новых книг для юношества. И во многом быть переводчиком, ведь язык классики страшно далек от наших детей. Нужно уметь не опустить Толстого до ребенка, а ребенка поднять до Толстого. Важно, чтобы дети читали вслух – так многие нечитающие приобщаются к тексту.
– Назовете пять книг, которые должен прочитать каждый?
– «Капитанская дочка» Пушкина — глубоко национальное произведение на все времена. Согласна с Достоевским, сказавшим, что человечество может оправдаться на Страшном суде романом Сервантеса «Дон Кихот». Огромный диапазон для иного взгляда на литературу дает знакомство с Библией. Читать Гомера тяжело, но я бы рекомендовала осилить «Одиссею» – это начало мировой литературы. Роман Толстого «Война и мир» нужен школьникам хотя бы для того, чтобы удивить, что человек написал так много букв. Если без шуток, это великое произведение, уже 150 лет тревожащее человеческие сердца.
– Что ответите на предложение убрать из школьной программы «тяжеловесную» классику?
– Если мы уберем классику, то большинство людей к ней так и не вернутся. Они не получат представление о том, что есть Пушкин, Чехов, Тургенев, а значит мы лишим ребенка права выбора. Для многих взрослых чтение художественной литературы превращается в элитарный процесс. Потому что нет времени. Потому что чтение серьезных книг требует душевной отдачи. А человек стал менее отзывчив и не хочет заставлять себя страдать – слышала я и такое мнение.
– Современный старшеклассник — какой он?
– Очень продвинутый в технологиях, но менее подготовленный ко взрослой жизни. Жизнь для детей становится более сложной, они постоянно стоят перед какимто выбором и в силу опыта им бывает очень сложно отделить истинное от ложного. Выбор моего поколения был предопределен. Традиционные проблемы взаимоотношения подростка с миром никто не отменял, но на них еще лег груз ответственности за выбор. Меняются и родители. Большинство воспринимают свои обязанности по отношению к детям как материальное обеспечение, а вопросы воспитания возлагают на соответствующие организации. Родители же часто в этот процесс стараются не вникать, не заботятся о том, что у собственного ребенка внутри, не знают его духовного мира. Это неправильно. Читайте вместе с детьми, читайте вслух. Никакая другая область знаний так не развивает человека, как гуманитарная. Именно Человека.
Елена Михалькова
Фото из архива Валерии Гуровой