В процессе становления российской правовой государственности в современном гражданском обществе приходит понимание того, что активизация гражданского участия людей в жизни страны путем волонтерства просто необходима для его дальнейшего цивилизованного развития. Деятельность современных международных организаций и практический российский опыт, несомненно, подтверждают данную мысль, еще раз доказывая, что путем добровольчества можно объединить силы творческих инициативных людей и различных институтов гражданского общества для достижения социально-полезных целей, как то: уменьшение бедности; помощь социально незащищенным гражданам и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; преодоление социального неравенства и дискриминации, а также при решении многих социально-правовых проблем.
По данным федерального агентства по делам молодёжи «Росмолодёжь» показатель вовлеченности населения в добровольческую деятельность увеличился более чем в 2 раза и в 2018 году составил более 14 млн. человек. В 2018 году количество зарегистрированных пользователей в ЕИС «Добровольцы России» составило 487000 человек (в 2017 году – 30000 человек), количество зарегистрированных мероприятий и проектов в системе составило более 22000 от 12000 организаций.
1 мая 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 5.02.2018 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)». В соответствии с данным законом определен особый порядок взаимодействия органов власти и подведомственных учреждений с добровольцами, гарантирующий прозрачность и препятствующий появлению новых барьеров для развития добровольчества, закреплены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства). Стандарт является практическим руководством по реализации полномочий, предусмотренных федеральным законодательством. Направления поддержки добровольчества (волонтерства), предусмотренные Стандартом, отражены в проекте Концепции развития добровольчества в Российской Федерации до 2025 года. Документ предусматривает «развитие методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки деятельности по привлечению волонтеров к работе в учреждениях социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, оказанию помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций».
Наиболее активные волонтеры – это преимущественно молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. При этом молодежь в возрасте 18-24 лет активнее других включается в волонтерские проекты, не направленные на конкретные группы (35 %), и лично участвует в реализации мероприятий, контактируя с благополучателями (23 %). В то же время исследователи отмечают и наличие в России большого потенциала пока невостребованных в полной мере добровольческих ресурсов. По данным ВЦИОМ, в ближайшие 1-2 года готовы участвовать в программах помощи другим людям на условиях безвозмездной поддержки, волонтерства 68 % россиян, а в возрастной группе 18-24 лет – 80 %. Россияне готовы помогать вещами и продуктами (46 %), оказывать финансовую поддержку (34 %), участвовать в волонтерских мероприятиях (благоустройство территории, донорство и другое) – 27 %, лично общаться с представителями групп, нуждающихся в поддержке, – 18 %, становиться участниками благотворительных мероприятий (без личного общения) – 11 %.
Эксперт кафедры трудового права и социального обеспечения Среднерусского института управления – филиала РАНХИГС Елена Титова считает, что обозначенные выше количественные показатели, несмотря на положительную динамику, отмечает необходимость целенаправленных усилий по поддержке и развитию добровольческого движения. Так, по нашему мнению, еще существует ряд вопросов, разрешение которых позволит повысить мотивацию волонтерской активности граждан, более эффективно использовать их помощь в решении социальных проблем общества. По мнению кандидат социологических наук, доцента кафедры «Трудовое право и социальное обеспечение», Среднерусского института управления Елены Титовой, в связи с этим, необходимо:
– разработать комплекса мер по развитию «серебряного» добровольчества (волонтёрства), инклюзивного (тьюторского) добровольчества (волонтёрства);
– закрепить на законодательном уровне привлечение волонтёров-наставников к работе по профориентации молодёжи, адаптации молодых специалистов на первом рабочем месте;
– определить действующим законодательством Российской Федерации порядка выдачи Личной книжки волонтера, в которой записываются данные его поощрениях, дополнительной подготовке, сведения о волонтерском стаже, отмечаются такие виды деятельности, как: донорство, патриотическая деятельность, социальное волонтерство, спортивное добровольчество, работа с детьми группы риска, поисковая работа (работа по поиску пропавших людей, поиск пропавших без вести), работа при пожарах, поиск пропавших людей, профессиональное волонтерство (предоставление бесплатных услуг по своей специализации, будущей профессии);
– определить действующим законодательством Российской Федерации привилегии при дальнейшем трудоустройстве добровольцев (волонтеров); скидок на обучение в государственном вузе, начисление дополнительных баллов к результатам ЕГЭ при зачисления в учебное заведение.