Эффективное социально-экономическое, политическое развитие России в значительной степени определяется совершенствованием системы управления в различных сферах. Все большую актуальность приобретают конкурсы, проводимые на федеральном и региональном уровне, позволяющие выявить наиболее перспективные кадры управления, обладающие лидерским потенциалом. Между тем у россиян складываются социальные представления и ожидания относительно образа и роли современного лидера, которые выявил Всероссийский опрос «ВЦИОМ Спутник», проведенный осенью 2019 г. в рамках исследования, подготовленного рабочей группой комитета по женскому лидерству Ассоциации менеджеров при участии KFC Russia, Mastercard, PepsiCo, VTB Capital [1].
Ключевыми характеристиками лидера, по мнению россиян, являются следующие: умения вдохновлять других и вести за собой (62%), организовать команду (53%), уважение коллег (35%), высокий уровень профессионализма (32%), влияние на принятие важных решений на работе (22%).
58% респондентов отрицают зависимость выдвижения в позицию лидера от гендера. При этом 32% респондентов отмечают, что мужчины более предрасположены к лидерству и лишь 8% респондентов отмечают большую предрасположенность женщин к лидерству.
Достаточно представительное количество россиян демонстрируют нейтральное (49%) или позитивное (47%) отношение к женскому лидерству. Особого внимания заслуживает факт позитивного отношения женщин (58%), жителей городов с населением менее 50 тыс. жителей (55%), ПГТ и сёл (51%) к женскому лидерству. Всего 4% респондентов негативно относятся к тому, что женщины могут занимать руководящие должности и посты.
По мнению эксперта кафедры социологии и информационных технологий Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анны Кустовой, результаты исследования демонстрируют постепенную трансформацию гендерных стереотипов россиян относительно предрасположенности к лидерству. В современных условиях на первый план выходит оценка лидерского потенциала, а не гендернная принадлежность.