К 98-летию со дня рождения Героя Советского Союза, летчика-истребителя, почетного гражданина Орла Виктора Иосифовича Крупского.
Из аэроклуба – на фронт
Многие орловцы встречались с ним по работе в облисполкоме и не забыли его жизнерадостность и доброжелательность, дисциплинированность и требовательность. Другие земляки, не зная его, проходили мимо рыбака, самозабвенно удившего в одиночестве на Орлике. Иные прошли с ним по жизни, не догадываясь, что почетный гражданин Орла – уроженец Кременчуга.
Этот промышленный центр Полтавщины, порт на Днепре, славился своими предприятиями, но более всего металлообработкой. По окончании школы Витя работал, а все свободное время пропадал в аэроклубе.
В разгар всесоюзных репрессий парня призвали в РККА. Доблестно изучая авиадело в Чугуевском ВАУ, он летал на истребителях Н.Н. Поликарпова И15, И15бис, И153, И16, на «этажерке» У2 и УТах А.С. Яковлева, увлеченно занимался ремонтом моторов и самолетов.
Кровопролитные оборонительные бои уже гремели в Кременчуге. Часть населения и заводов эвакуировалась под бомбежками на восток, когда Виктор прибыл на Карельский фронт в поредевший от потерь 147й ИАП.
К тому времени истребительный полк обладал боевым опытом,ибо с 1939го сражался с пилотами ВВС Финляндии. Летом 1941го истребители 147го ИАП базировались на севере Карелии. Ключевой задачей летчиков ВВС фронта являлись охранение неба близ арктических портов Мурманска и Архангельска, взаимодействие с ВВС ВМФ, прикрытие кораблей КСФ и транспортов. Истребительный полк был вооружен поликарповскими «чайками» /И153/.
Скоростные МиГи
Специфика воздушной войны в Заполярье, а также обновленные модификации «мессершмиттов» востребовали срочную замену устаревших бипланов на высотноскоростные монопланы МиГ3.
Длинноносый «третий» МиГ воодушевил сослуживцев Крупского и самого Виктора Иосифовича: истребитель 1940 года выпуска, длиной около 9 метров и весом свыше трех тонн, развивал 640км/ч, благодаря 1350сильному двигателю А.А. Микулина. Красавец с размахом и площадью крыла 10,3 м и 17,44 м2 обладал высокой скороподъемностью до 12 000 метров, вооружился одним 12,7мм и двумя 7,69мм пулеметами. Одним из козырей самолета командование справедливо считало его дальность полета – 1250 км. Советские авиазаводы выпустят в небо войны 100 МиГ1 и 3322 МиГ3.
Узы фронтового товарищества навсегда свели В.И. Крупского с однополчанами А.С. Хлобыстовым, П.С. Кутаховым, М.Е. Бычковым, И.И. Разумовым, Я.И. Верниковым, В.П. Ивановым. Война у северных окраин и акваторий Родины сблизила и развела, словно на глубоких виражах, храбрецов И.А. Вишнякова, И.Я. Жученко, П.А. Кайкова, И.Д. Гайдаенко.
Боевое крещение
Все они помнили боевое крещение Виктора 10 июля 1941го, когда он, выжимая предел невозможного из «чайки», завалил свой первый «Мессершмитт Bf.109». В 1942м истребителя переводят в ряды 760го ИАП, в составе которого в июне того же года герой уничтожит три бомбера люфтваффе «Юнкерс88». Всего за год пребывания на Карельском фронте Виктор взлетал навстречу смерти 240 раз и уничтожил 11 машин противника (8 – с однополчанами).
С весны 1943го истребительные авиаполки Карельского фронта, как, впрочем, и авиаформирования Краснознаменного Северного флота, стали получать на вооружение лендлизовские «Кертисс Р40В Томагавк», «Кертисс Р40 Киттихок», затем «Р39 Аэрокобра» фирмы «Белл». Менее массово поставлялись английские «харрикейны», «спитфайры», штатовский «Тандерболт», созданный русским эмигрантом Александром Картвели. Упомянутые истребители под пилотажем смельчаковрусских внесли существенную лепту в разгром агрессоров на суше и на море, в ходе многих операций, охраны военноморских баз и конвоев.
К финалу Великой Отечественной войны кременчужец провел в небе 330 боевых вылетов, истребив лично и в группе 19 самолетов врага. Накануне Дня Красной Армии и Военноморского флота 1943го 22летнего Виктора наградили «Золотой Звездой» Героя Советского Союза.
Неоднократно раненый, В.И. Крупский отвагой и мастерством заслужил орден Ленина, орден Красного знамени, два ордена Отечественной войны 1й степени и орден Великой Отечественной войны 2й степени.
Восстановление Орла
Демобилизовавшись через год после победы, подполковник вернулся домой. Трудился в Министерстве заготовок СССР, с успехом окончил вуз.
По направлению компартии Виктор Иосифович с 1956 года жил и работал в Орле, до 1985 года возглавлял Орловский облисполком. Восстановление разрушенного оккупантами города Первого салюта и области целиком легли на его плечи.
Человек, помнящий, что верность присяге – закон Победы, завоевал безграничное уважение современников, сумел воспитать достойную смену руководителей. Высшим признанием деятельности В.И. Крупского засверкают на его груди три ордена Трудового Красного Знамени и орден Дружбы Народов.
Кумир послевоенных мальчишек скончался в сентябре 2000 года. Герой державы, воин и труженик упокоился на Троицком кладбище, не оставив мемуаров.
Виктор и Сергей Рассохины