Дмитрий Коренев, доцент кафедры истории и музейного дела ОГИК, делает историю зримой. Он сам шьет одежду прошлого, руководствуясь историческими источниками.
Области жизни
Сфера интересов Дмитрия — костюм и быт России XVIXVII веков. Больше всего, конечно, его интересует жизнь приграничных крепостей тогдашнего юга Московского государства. Таким городомкрепостью был Орел в начале своей истории.
– Я не очень понимаю, зачем выдумывать образы и символы, под которыми нет глубокой исторической и ментальной основы, раз уж мы ищем бренд Орловщины. Люди отвергнут такие символы. Это все равно, что уподобиться Сизифу — катить в гору камень, который все равно там не удержится. Думаю, что жить в Орле и не интересоваться временем его возникновения, истоками менталитета, не желать понять себя, своих предков, — это странно. Сейчас мне интереснее всего времена Ивана Грозного и Алексея Михайловича. XVII век, наверное, недопонят. Хотя именно в это время складывается и русский костюм, каким его привыкли воспринимать, и имперская идея, Петр I ее позже только развил и закрепил, и идея «особого» пути, особой духовности и «мессианства» нашей страны. Согласен с мыслью, что примерно одно и то же будет повторяться, пока мы не усвоим, не поймем полностью некий исторический урок, – говорит кандидат исторических наук Дмитрий Коренев.
Разные области его жизни настолько взаимосвязаны, что уже сложно сказать, где начинается одна и заканчивается другая. Он преподает историю в вузе, при этом некоторые его студенты являются участниками клуба исторической реконструкции «Новикъ», который возглавляет Дмитрий.
Он публикует в научных изданиях исследовательские статьи, посвященные истории русского костюма, а потом создает на основе своих выводов реконструкции одежды.
Его супруга — верная спутница и соратница Дмитрия. На фестивалях и праздниках она подле мужа в костюме боярыни или крестьянки. На тех же фестивалях всем желающим Дмитрий Коренев читает небольшие лекции по истории прямо в костюме и при историческом оружии.
По источникам
При пошиве костюмов Дмитрий Коренев пользуется данными археологии, старинными изображениями, исследованиями коллег.
– Считается, что ткань — это чтото недолговечное. Действительно, образцов одежды археологи находят не так много, как металлических или керамических предметов. Однако, особенно в последнее время, таких находок все больше. Правда, это в основном одежда состоятельных людей. В Сибири активно идут раскопки старинных русских крепостей XVIXVII веков. Недавно, к примеру, среди изучающих это время была большая радость — нашли мужскую шапку из сукна. Обывателю может показаться, что это мелочь: подумаешь, — древняя шапка. Но до этого мы точно не знали, как она выглядела. Теперь у нас есть достоверный и надежный источник. Например, недавнее исследование показало, что кафтан и рубаха в XVI веке в мужском костюме застегивались на разные стороны. Буду перешивать некоторые работы… – вздыхает мой собеседник.
Клуб «Новикъ» регулярно выезжает на военноисторические фестивали. Такие мероприятия становятся все более популярными в нашей стране и собирают тысячи людей, желающих в буквальном смысле прикоснуться к подлинной истории.
На хорошем фестивале у каждого костюма обязательно должен быть специальный паспорт с указанием исторических источников. То есть участник должен доказать, что выглядит как можно ближе к тому, как выглядел человек прошлого.
К примеру, одно из любимых мероприятий среди реконструкторов XVI века — фестиваль в Белгороде. Там активно обращаются ко времени создания города, уже даже начали восстанавливать саму древнюю крепость. А для детей, чтобы привлечь их к родной старине, делают туристическоисторический квест на древнем Муравском шляхе.
«Клюква» и традиция
Сейчас немало людей провозглашают, что они возрождают традиции предков, но на самом деле с реальным историческим прошлым то, что они предлагают, имеет мало общего.
– Я думаю, такие персонажи делятся на две категории. Первые делают подмену, морочат людям головы сознательно, чтобы заработать, например, на популярности конспирологических идей. Мне кажется, это просто преступление. Вторые же просто искренне заблуждаются или не придают значения подлинности. Не многие из тех, кто тянется к корням, видят разницу между «клюквой» и настоящей традицией. Мало кто понимает, как «работает» история, на основе чего делаются выводы о каждой детали, что такое исторический источник. Для последней группы мы в основнм и работаем, проводим свои мероприятия. Казалось бы, какая разница, правильная ли вышивка на «русской» рубахе или той ли стороной надет сарафан? Главное ведь некий «дух», атмосфера? По моему мнению, надо четко и сознательно различать историческую реконструкцию и современную стилизацию костюма. Иначе мы можем так и остаться среди своих заблуждений, наделяя предков собственными стереотипами, не понимая их. И так исторический урок усвоен не будет еще долго.
Елена Маслова