Джазовый музыкант Антон Котиков – коренной орловец. Он давно живет и работает в Москве, но постоянно возвращается в Орел, чтобы давать здесь концерты вместе с лучшими столичными музыкантами.
Смешение стилей
Антон Котиков – мультиинструменталист. Он играет на тенор-саксофоне и еще десятке духовых инструментов, включая армянский дудук, ирландские, индийские флейты.
– Почему музыка? Мой дедушка играл на аккордеоне. Он работал водителем, но для себя, для друзей играл часто. А бабушка замечательно пела. Лет в 10 я увлекся гитарой. Первые уроки мне дал дедушка, и я пошел поступать в музыкальную школу. Мне сказали, что на гитару мест нет, но есть на саксофон. Так до сих пор играю на этом инструменте, – рассказывает он.
Антон окончил в Орле музыкальную школу и музучилище, потом поступил в Государственную классическую академию им. Маймонида в Москве на факультет мировой музыкальной культуры. Там же окончил аспирантуру, потом его пригласили преподавать. В конце прошлого года получил ученое звание доцента.
Сегодня Антон Котиков участвует в многочисленных проектах в столице, играет в джаз-клубах и концертных залах, объехал полмира.
Семь лет назад он создал проект «Арфа и джаз» – концерты, в которых соединяется классическая музыка и джаз, до сих пор собирают полные залы. У «Арфы и джаза» есть свой диск. В рамках этого проекта был также «Танго и джаз», где смешано еще больше стилей.
– Мы сотрудничаем с театром музыки и слова. Сейчас в Москве идет спектакль «Хоббит». Это соединение текста Толкина и музыки. Постановку представляют с органом и оркестром в римскокатолическом соборе, выстроенном в готическом стиле. Здесь я играю на 5-6 инструментах. И там есть авторская музыка Антона Котикова, – улыбается музыкант.
С публикой – как с женщиной
Антон Котиков любит эксперименты. Например, он участвует в проекте авангардного джаза, где музыканты весь концерт импровизируют. Там он играет на всех своих инструментах. Плюс в музыке используются различные шумовые эффекты. Первый концерт прошел в Москве удачно, музыканты намерены повторить.
Еще он много лет играет в проекте Sakhra band – это джаз с этническими мотивами (сакхра – название ветра в пустыне). Там среди прочего он использует индийскую флейту бансури.
Однако в Орел в этом году он привозит классический джаз.
– Люблю посвящать программы выдающимся джазовым композиторам и музыкантам. Недавно сделали концерт с джазовым квартетом по творчеству Сони Роллинза. Мы уже играли эту программу в двух джазовых клубах Москвы, планируем еще выступления, а скоро привезем этот концерт в Орел. Будут не только произведения Сони Роллинза, но и музыка других американских композиторов, моя авторская музыка. Я не сказал бы, что орловская публика сильно отличается от московской. Разве что более теплая и душевная. С другой стороны, понятие «московская публика» весьма широкое — в Москву слушать джаз приезжают люди со всей России и из других стран. Да, от публики многое зависит — и настроение, и вдохновение. Но с публикой, как с женщиной — важно четко знать, что и как ты хочешь сделать, как сыграть. Тогда она будет твоя! Играть джаз для темнокожих американцев в Нью-Йорке было ответственно, волнующе, но концерт прошел с успехом. Если ты играешь хорошо и с драйвом, то какая разница, из какой страны публика? – рассказывает Антон Котиков.
Недавно Антон стал писать музыку к фильмам. Пока их два. Это Eins, Zwei, Drei – российско-германский фильм для детей о любви мальчика и девочки из разных стран. Музыка там очень разная: и джаз, и тяжелый рок. В партитуре пришлось прописывать 14 инструментов – пригодился мультиинструментализм. Второй фильм — это драма «На дальних рубежах», снятая по заказу Министерства обороны, пока в прокат не вышедшая. Действие происходит в Кыргызстане, музыка для него получилась с этнической окраской.
Цена экспериментов
Музыкант признается, что постоянно находится в поиске своего стиля. Даже классические джазовые стандарты он старается играть как можно менее шаблонно. Правда, его страсть к экспериментам иногда критикуют.
– Надо сказать, что вроде бы неискушенная публика гораздо лучше принимает эксперименты и разрушение канонов, чем профессионалы. Простые слушатели, которые, может быть, не имеют музыкального образования, но имеют уши и сердце. Больше всего осуждения я получал как раз от тех, кто считает, что все лучшее уже написано и сыграно до нас классиками. Иногда получается ставить эксперименты аккуратно, а иногда — следует небольшой взрыв… Конечно, у дерева должен быть корень. Мы всегда отталкиваемся от канонов, от базы, но дальше — кто может сказать, что единственно правильно, а что нет? Это ведь музыка! – размышляет Антон.
И у музыки, которая не считается мейнстримной, есть свой слушатель, причем не только в столице.
– Я думаю, важнее всего не ЧТО играть, а КАК играть. Если ты играешь коммерческую музыку, это еще не означает автоматического успеха. В то же время, если с душой, с драйвом играешь экспериментальный джаз, это найдет отклик. Да, слушатель может не понимать какихто моментов, но он чувствует энергетику, страсть, и это его цепляет. Во всех эпохах были популярные и менее популярные, неформатные направления. Здорово, что сегодня у нас есть выбор и доступ почти к любой музыке, как онлайн, так и вживую. Например, джаз-клуб Алексея Козлова в Москве, где я часто играю, считается одним из лучших в мире. Там одновременно может проходить три концерта в разных стилях. Сегодня люди любят джаз. Причем любят разный джаз, что приятно.
Елена Маслова
Ближайший концерт Антона Котикова в Орле состоится 22 февраля в Орловской филармонии (6+)