Сегодня перед Правительством стоит масштабная задача — формирование новой системы контроля и надзора, которая способна обеспечить качественно новый уровень регуляторной среды.
Необходимо создать такие условия ведения контрольно-надзорной деятельности, при которых защита жизни и здоровья людей, соблюдение их прав и законных интересов станет главным приоритетом в работе контролирующих органов, а процесс устранения нарушений будет направлен строго на решение конкретной проблемы. Это в свою очередь позволит искоренить порочную практику злоупотребления административным положением.
Проблемы реформирования контрольно-надзорной деятельности обсуждались на XI Гайдаровском форуме «Россия и мир: вызовы нового десятилетия», который проходил 15-16 января на базе РАНХиГС в Москве, при содействии Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара и Ассоциации инновационных регионов России.
В ходе панельной дискуссии «Что проверять и как проверять? Новые законы в сфере контрольно-надзорной деятельности» обсуждались основные проблемы статуса законопроектов об обязательном контроле, работы «регуляторной гильотины», осуществления риск-ориентированного контроля и надзора по-новому.
Эксперт кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления– филиала РАНХиГС Владимир Тишаев отмечает, что проводимая реформа контрольно-надзорной деятельности – это не косметический ремонт и даже не перепланировка, это фактически создание новой регуляторной реальности. Её фундамент – это два базовых нормативно-правовых акта: Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обязательных требованиях». Правительство также утвердило План мероприятий по реализации механизма «регуляторной гильотины». Поставлена амбициозная задача: обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.