Чаще всего посетители ЖКХ-Центров обращаются в абонентский отдел с вопросом, почему плату за коммунальную услугу начислили по среднему или нормативному значению, ведь показания приборов учeта переданы вовремя.
Ситуацию разъясняет руководитель ЖКХЦЕНТРА «ЕДИНОЕ ОКНО» Ольга Стеблецова:
– Вопервых, сразу отмечу, что индивидуальные приборы учета (счетчики) в обязательном порядке должны быть опломбированы и поверены. Процедура поверки определена российским законодательством.
Водосчетчики приравниваются к средствам измерения, эксплуатация которых регулируется ФЗ № 102 от 26.06.2008. По сути, прибор учета – это устройство, которое считает объем потребленных коммунальных ресурсов, и он может иметь погрешности, неточности, отклонения, вызванные условиями хранения, транспортировки и пр. Для того, чтобы исключить погрешность в работе прибора учета, законодательство обязывает производить его поверку.
Приборы учета холодной воды следует поверять каждые шесть лет, горячей воды – каждые четыре года. Сроки поверки счетчиков газа и электроэнергии указаны в техпаспорте устройства.
Хочу заметить, что все приборы учета выпускаются с заводской поверкой, срок которой указан в паспорте прибора. То есть, если вы купили счетчик, который полежал на прилавке магазина, потом у вас дома, то независимо от даты его установки, первую поверку вам придется сделать в срок, указанный в паспорте прибора, а далее – в такие же сроки с дат очередных поверок.
Очень важно знать, что по закону, если срок поверки закончился, то есть, если потребитель вовремя не поверил свои приборы учета, то они считаются выведенными из эксплуатации, и тогда платежи за соответствующие коммунальные услуги рассчитываются сначала исходя из среднего потребления, а затем по нормативу потребления (подробности см. в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354).
Еще одна важная тонкость: если в квартире установлены парные приборы учета, например два на холодную воду и два на горячую, то при окончании срока поверки одного из пары, второй выводится автоматически, и начисление платы происходит на основании средних или нормативных показателей по соответствующей услуге в целом. То есть, если выводится из эксплуатации один из приборов холодной воды, вся холодная вода по квартире рассчитывается по среднему или нормативу, так как законодатель не предусмотрел «половинчатые» нормативы, например, норматив потребления по ванной комнате или по кухне.
– Как не пропустить срок поверки?
– Срок поверки легко забыть, но и также легко следить за его соблюдением. Вопервых, на сайте www.komonline.ru в личном кабинете абонента указаны сроки поверки всех приборов учета каждого потребителя, который пользуется услугами сайта; вовторых, в платежном документе, предоставляемом жителям ЖКХЦентром, за два месяца до окончания сроков поверки приборов учета мы начинаем предупреждать дополнительной строчкой на лицевой стороне квитанции об окончании срока поверки.
– Где можно заказать услугу по поверке?
– Если вы увидели, что срок поверки вашего прибора учета истекает, и вы не хотите, чтобы вам начали рассчитывать средние показатели, нужно незамедлительно «заказать» эту услугу у организации или индивидуального предпринимателя, которые имеют на это соответствующее разрешение. При этом, если житель заказывает эту услугу по телефону Единой диспетчерской службы 88005105100, мы сами найдем организацию, которая свяжется с заявителем, выполнит поверку, а ее результаты и показания передаст нам для использования в дальнейших расчетах коммунальных услуг. А в случаях, когда житель сам находит исполнителя этих услуг, то свидетельство поверки придется передать в любой ЖКХЦентр, чтобы мы его внесли в информационную базу, и также использовать его в начислениях.
Бывают случаи, когда нам приносят акты поверки, произведенной физическими или иными лицами, которых нет в реестре получивших на эту работу законного разрешения. В этих случаях мы вправе отказать в принятии такого документа в работу. Дело в том, что в п. 2 ст.13 Федерального закона № 102 от 26.06.2008 г. сказано, что «Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели». Выдачей аттестата аккредитации (лицензии) на право проведения поверки водосчетчиков на территории РФ занимается Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). Она же ведет реестр юридических и физических лиц, являющихся их обладателями (сайт Росаккредитация).
– Что происходит, если потребитель всетаки пропустил срок поверки?
– Вопервых, в платежном документе будет предъявлено к оплате начисление по соответствующей коммунальной услуге не по фактическим показаниям, а замещающим, рассчитанным по формулам, указанным в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354;
Во вторых, помимо основной услуги, в платежном документе появится расчет повышающего коэффициента за потребление коммунального ресурса без прибора учета, что также регулируется вышеуказанными Правилами.
В третьих, из платежного документа будет исключена таблица, в которой раньше потребитель вписывал своей рукой показания этого прибора учета.
Как только поверка будет произведена и ее результаты будут получены ЖКХЦентром от подрядчика, если поверку заказали по телефону Единой диспетчерской службы, или нам их передал сам потребитель, то с даты, следующей со дня фиксирования показаний на момент поверки, мы начнем расчет коммунальной услуги от этих показаний, а повышающий коэффициент будет закрыт на дату поверки.
Еще несколько слов о счетчиках электроэнергии и газа. Межповерочный период у них, как правило, больше по времени, чем у водосчетчиков, и указывается заводомизготовителем. Следует обращать на это внимание при покупке и установке.
Ольга Исакова