Анатолия Хворостова по праву можно назвать «человек и пароход». Замечательный педагог, талантливый художник, редкой души человек, который превыше всего ценит дар отдавать. Долгое время Анатолий Семенович возглавлял кафедру черчения и труда художественно-графического факультета ОГУ. Профессор и по сей день трудится.
Более 30 лет Анатолий Хворостов входит в состав диссертационного совета Московского педагогического госуниверситета, который в свое время окончил. Коренной москвич, в Орел он приехал по приглашению самого Курнакова. 22 февраля Анатолию Хворостову исполняется 80 лет.
– Художник – человек, открывающий новые измерения, мастерски владея ремеслом, – убежден он. – Я занимался художественной мозаикоймаркетри, чеканкой, писал маслом, сам делал рамы для картин, и всегда была потребность рассказать, что умею. Художник – сочинитель, композиция ведь и есть сочинение. И обязательно нужна обратная связь от зрителя. Чтобы художник, вложивший столько времени и таланта в работу, получил ту силу, какую он передал картине.
– Зачем нам искусство, ведь мир итак прекрасен, достаточно выехать на природу?
– Изобразительное искусство нужно, чтобы человек мог понять в какой красоте он живет. Я знаю людей, занимающих высокие посты на федеральном уровне; когдато они окончили художественную школу, не став художниками, приобрели такое понимание мира вокруг, что успешно руководят на своих должностях.
Мы получаем чтото важное, когда учимся рисованию, когда смотрим на произведения искусства. Далеко не все из нас видят красоту окружающего мира, распознают звуки, которые издает земля, – для этого и нужны художники и музыканты.
– Обычно художники крайне неохотно раскрывают секреты мастерства, по вашим же учебникам учились миллионы студентов Советского Союза, продолжают учиться и сейчас. Откуда такая потребность делиться?
– Видимо, во мне сидит педагог, тот, кто все время рассказывает. Художник – закрытая личность, эгоист. Один из известных даже сыновьям не показывал, как работает, чтобы не плодить конкурентов. В учебнике «Начинающего пейзажиста» я так и начал предисловие, что в течение десятилетий искал, как писать небо, воду, траву, и не найдя таких книг, написал их сам. Издательство «Юрайт» по согласованию с 88 учебными заведениями России создало возможность 403 623 студентам одновременно и бесплатно заниматься по моим книгам.
– Почему мы все умеем читать и писать, а рисовать – только избранные?
– Это очень правильный вопрос. Навыки рисовать, чтото делать своими руками – наиважнейшие! Япония после войны обогнала все страны – участники Второй мировой, потому что они начали готовить лучших в мире рабочих и инженеров, взяв за основу нашу программу Единой трудовой школы, созданную в 1918 году группой педагогов под руководством Луначарского. Одними из важных предметов в ней были рисование, моделирование из бумаги, резьба по дереву. Мы от нее отошли в начале 30х годов. Художники не смогли удержать интерес к своему предмету. И постепенно ИЗО перестало иметь самостоятельное значение: 40 минут в неделю, и то учителю приходится их буквально выцарапывать. Черчение же вовсе упразднили. Это огромное стратегическое упущение.
Да, общеобразовательная школа не готовит художника, но ведь она не готовит и писателя. А зачем тогда столько часов литературы и русского языка? Можно в первом классе научить читать и на том закончить. Человек начинает жизнь с рисования: еще не умея писать, он уже выражает свои мысли. Любой специалист должен уметь рисовать – это обязательный навык передавать свои чувства и желания классическими средствами.
– Вы открыли миру художника Мясоедова. Расскажите, как это было?
– Я не ехал к нему в Орел, я просто открыл глаза и увидел мемориальную доску на доме. Там было написано, что это орловская мужская гимназия, где учились такието, в том числе художник Г.Г. Мясоедов. А заметил я его еще в Москве, в Третьяковской галерее. «Земство обедает»: привилегированная часть ест за окошком, а несколько мужичков сидят на улице, закусывают лучком и черным хлебом. Мне запомнилось, что фамилия у художника «сытная». Всегда молча здоровался с этой работой, заходя в галерею.
В Орле в то время я прожил с семьей уже достаточно времени и заинтересовался, почему в таком выдающемся краю, где родилось столько литераторов, о Мясоедове ничего неизвестно. Оказалось, что и в СССР не было известно. Идеологическая диверсия: он – столбовой дворянин, потомок одной из древнейших фамилий – никак не вписывался в официальное советское искусство. Одно только «Земство» и висело в Третьяковке. И писать о нем не рекомендовалось.
В то время активно работал профессор Костин, ученик философа Бахтина. Он стал создавать библиотеку историкокультурного наследия Орловского края – 50 томов. Позвонил мне: «Я хотел бы, чтобы вы написали книгу о Мясоедове». А я к тому времени опубликовал несколько статей о нем и везде ставил вопрос: почему мы ничего не знаем об этом уникальном художнике? В 2008 году вышла моя книга «Мясоедов известный и неизвестный».
– В 2020м вас наградили большим знаком ордена «Карл Фаберже – придворный ювелир» – самой серьезной наградой среди российских художников декоративноприкладного искусства. А что вам дала Орловщина?
– Орловщина дала мне все: работу, должность, квартиру. Мы с семьей, где подрастало два мальчика, кстати, оба они стали художниками, лишь одну ночь ночевали в общежитии: в те времена – это сверхнеобыкновенная щедрость. И все 45 лет, что мы тут живем, мне хотелось отплатить тем же. Я даже написал гимн, где есть такие строки: «В могучих глубинах Орловской земли сокрыт некий творчества гений. На этих просторах раскрыться смогли Лесков и Тургенев, Лесков и Тургенев, не только Лесков и Тургенев..».
Елена Михалькова