В этом году Орловская детская хореографическая школа отмечает 40-летие. С директором Ксенией Меркуловой встретился наш корреспондент.
– Ксения Геннадьевна, в чем вы видите главный результат работы вашего учебного заведения?
– Из каждого гадкого утенка мы делаем лебедя — стараемся максимально раскрыть потенциал каждого ребенка и вытащить все, на что он способен. Да, в школе есть отбор, на бюджетные места берем не всех. Однако есть платные занятия, куда принимаем всех детей. Они учатся практически по той же программе, но немного легче. Нередки случаи, когда мы переводим детей из упрощенных классов в бюджетные.
– Сколько сейчас детей учится в хореографической школе?
– Более 500 детей от 3 до 18 лет. В этом году мы в первый раз набрали деток с 3 лет. 90% из набранных в сентябре малышей все еще занимаются. Они уже выступали на новогоднем концерте. В будущем надеемся, что эти детишки придут к нам в первый класс. Сейчас у нас такое большое здание, и все равно не хватает места. Иногда удивительно, как школа помещалась в предыдущем?
– В том небольшом здании на ул. Максима Горького хореографическая школа размещалась с момента основания и до 2016 года?
– Это так. А еще раньше там была казарма… Школа была открыта в июле 1980 года благодаря усилиям Элеоноры Михайловны Панковой. Она была танцовщицей, влюбленным в танец человеком. Она — один из основоположников детской хореографии в Орле. Благодаря ее усилиям в разных точках города – в ДК «Дормаш», в колледже культуры, ДК СПЗ и др. – были открыты студии детского танца. Элеонора Михайловна сама ходила по детским садам, приглашала на занятия, отбирала детей. Сейчас нам приходится выдерживать некоторую конкуренцию — секций и студий открывается множество. Однако классическое начальное хореографическое образование даем только мы. После окончания нашей школы, дети готовы поступать в профессиональные учебные заведения. Мы надеемся, что наша самая известная на сегодняшний день выпускница, ведущая солистка Большого театра Кристина Кретова сможет приехать к нам на юбилейный концерт.
– А мальчиков вы берете?
– Конечно, но их приходит мало. Еще до первого класса, во время подготовительной программы им интересно. А когда программа усложняется, дети становятся к станку, мальчики бросают занятия. И наша большая боль – у нас нет преподавателямужчины. В муниципальном учреждении дополнительного образования зарплата, к сожалению, не так велика, чтобы привлечь мужчин на работу. Мы хотели бы, чтобы в школу пришел мужчинапедагог и смог заразить мальчиков своим примером.
– Чем вы больше всего гордитесь в школе, которой руководите?
– Педагогическим коллективом. Да, у нас прекрасное современное здание, масса наград со всевозможных конкурсов. Но ничего бы этого не было без замечательных людей, которые работают в школе. У нас много заслуженных педагогов с огромным опытом и молодых преподавателей. Это педагоги, к которым с радостью идут дети, которым доверяют родители. Каждый из преподавателей — личность, многие — с непростыми судьбами, но все — хорошие люди и настоящие профессионалы.
– Что самое сложное в управлении хореографической школой?
– Работа с коллективом! Люди — это самое важное, но и самое сложное. Нужно проникнуться историей каждого, вникнуть в каждую ситуацию, сделать так, чтобы всем было хорошо и самой остаться, скажем так, в чести. Хозяйственная деятельность, финансовая составляющая… Мы стараемся держать марку во что бы то ни стало. И если нашу школу знают за пределами Орла, это говорит, наверное, о том, что получается. Недавно я ездила на всероссийскую педагогическую конференцию в лагере «Сириус» в Сочи. Было очень приятно, когда коллеги из санктпетербургской Академии танца им. Бориса Эйфмана упомянули нашу школу, не зная, что я сижу в зале.
– Система дополнительного образования сталкивается с тем, что с возрастом дети посещают занятия реже. Да и в целом считается, что молодое поколение предпочитает виртуальную реальность. Согласны?
– Сейчас программа основной школы довольно сложна. К старшим классам детям все тяжелее справляться с ней, постоянно посещая хореографическую школу. Многие буквально разрываются. Именно старшие классы самые сложные в плане оттока. Чем ближе к ЕГЭ, тем грустнее… Мы всеми силами стараемся сохранить наш контингент. И дети молодцы — у многих получается совмещать.
– Балет — это жестоко?
– Это прежде всего большой труд! В любой сфере деятельности, если ты хочешь добиться какихто успехов, нужно много трудиться, отказывая себе в чемто. Судя по тому, как дети идут на уроки, с какой радостью идут к своим педагогам, у нас в классах особой жестокости не наблюдается (улыбается). А судя по количеству наград — трудиться мы учим хорошо.
– Не все дети, которые у вас занимаются, станут профессиональными танцорами. Что дает им хореографическая школа, кроме умения танцевать?
– Ктото из великих сказал: «Если не можешь решить какуюто проблему, танцуй». Уверена: то время, которое они проводят здесь, посвящают искусству, не проходит даром. Это как минимум умение себя подать, общаться, раскрыться, искать творческий подход в любой ситуации. Сейчас, например, мы усиленно готовимся к юбилейному концерту (0+). Приглашаем всех 3 апреля в Городской центр культуры. Специально для юбилея делаем новую программу — каждый из педагогов готовится удивить зрителей.
Елена Маслова
Фото из архива хореографической школы