Анна Пикалина, преподаватель английского языка школы № 23, в этом году признана лучшим учителем Орла.
Свое место
Анна просто и честно рассказывает о себе, своей работе, сложностях, не пытаясь казаться «правильной», не оглядываясь на то, что скажет начальство. Такая искренность подкупает не только меня, но и учеников, и, наверное, жюри городского конкурса «Учитель года».
Это сейчас Анна Пикалина признается, что ученики и работа — это ее самая большая любовь после мужа, а в юности она категорически не хотела становиться учителем.
Она хотела стать переводчиком, но не прошла по баллам. Тогда поступила на учителя английского языка: «Потом будет видно».
– На третьем курсе нас направили на практику в летний детский лагерь. Мне попался отряд, где были подростки 1213 лет. Было очень тяжело. Мало того, что нужно следить за детьми — надо было придумывать мероприятия, составлять отчетность. Но именно тогда, несмотря на усталость, во мне загорелась любовь к профессии. Эмоциональная отдача от детей — это такое чувство, которое словами не описать. А еще я поняла, что могу найти общий язык с детьми. До сих это одна из самых сильных моих сторон. Потом была практика в школе, и я убедилась, что школа — это мое место. После диплома мой педагог порекомендовала меня сюда на работу — прошла все собеседования, и вот уже шестой год я здесь. Мне очень повезло с коллегами! Если бы здесь меня как молодого специалиста так не оберегал и не поддерживал коллектив, вряд ли бы я осталась работать в школе. Это большая нагрузка, особенно непросто поначалу давалось классное руководство. И слыша рассказы своих однокурсников, я понимаю, как мне повезло. Так носятся с молодыми педагогами далеко не в каждой школе, – рассказывает Анна Юрьевна.
О чем-то важном
В прошлом году класс, которым она руководила 4 года, с пятого по девятый, расформировали, дети разделились по профильным классам. До сих пор те ребята, кто ушел к другому классному руководителю, заходят к ней в гости, расспрашивают, как дела, приносят конфеты.
Анна Пикалина уверена, что дети хорошо учатся у тех, кто им нравится. Она нравится. Анна Юрьевна не разводит панибратства, но старается показать ученикам, что уважает их мнение, понимает проблемы, страхи.
– Всегда стараюсь понять подростков. Не забываю о том времени, когда сама была подростком, и о том, что было важно тогда. Это помогает быть на одной волне с учениками, – говорит педагог.
Когда ктото из ребят пытается обмануть или схитрить, она может даже остановить урок, чтобы поговорить о чемто важном. Она часто говорит детям: «Мне не так важны ваши оценки, как то, чтобы вы стали хорошими людьми. В каждом человеке есть и плохое, и хорошее. Постарайтесь, чтобы в вас хорошее перевесило».
В школе №23 углубленное изучение английского языка. В некоторых классах уроки английского каждый день, некоторые предметы ведутся на английском. Анна Пикалина говорит, что хулиганов и лодырей в классах, где она ведет уроки, просто нет.
– Есть один парень… Считаю его историю своей победой. Не хотел учиться по предмету, выставила ему даже както двойку в четверти. Сначала у нас созрел нешуточный конфликт. Однако свою агрессию я вовремя поймала и осознала. Сказала себе: «Стой. Ты взрослый человек, ты несешь ответственность. Полюби этого ребенка, помоги ему». Я постаралась понять подростка, разобраться, в чем дело. Парню просто в какойто момент стало сложно. К счастью, удалось найти общий язык и с ним, и с родителями. Теперь у него четверка по предмету, мы хорошо общаемся, он даже каждое утро заходит ко мне пожелать хорошего дня, – улыбается Анна Пикалина.
Ученики года
Тема, с которой Анна Пикалина победила в конкурсе «Учитель года» – формирование у детей так называемых «гибких навыков». Это набор навыков, который поможет быть успешным в любой сфере. Например, умение общаться, понимать эмоции людей, планировать свое время, искать информацию, отбирать важное и тому подобное.
– Ты можешь знать учебник от корки до корки, но это не будет залогом успеха. На моих уроках обучение английскому и развитие «гибких навыков» идут рука об руку. Мне хочется показать детям, что успешным не рождаются, им можно стать. Мы, например, когда отрабатываем английскую лексику, учимся преодолевать страх перед выступлениями на публике и понимать эмоции. Есть задание для детей: произнести у доски разные английские слова с разными эмоциями, а класс должен угадать, какое состояние пытался передать отвечающий, – говорит Анна.
Она руководит классом из 19 человек. Однако эмоционального выгорания не чувствует. Анна очень любит слушать детские истории. Сложновато бывает справляться с нагрузкой, но помогает и поддерживает муж.
– Я эмоциональный человек. Больше меня выматывает конкурс и ответственность. Иногда после сложного этапа приходила, и у меня лились слезы. Просто изза того, что устала и перенервничала. У меня всего один выходной — и не знаешь, что делать в этот день: отдохнуть на диване, помыть дома полы, готовиться к конкурсу или проверить гору тетрадей. И я благодарна судьбе, что у меня есть поддержка: муж, который гордится мной и берет на себя часть работы по дому; коллектив, который помогает расти в профессиональном плане; ученики, которые болеют за меня. За каждым учителем года стоит «Семья года», «Коллеги года» и «Ученики года».
Елена Маслова