Долгие годы творчество нашей землячки, художника Антонины Софроновой было известно лишь специалистам. Сегодня ее работы знают и ценят многие любители современного искусства. В фондах Орловского музея изобразительных искусств находится свыше 50 ее графических и живописных работ.
Русский авангард: начало и конец
Недавно в Новой Третьяковке в Москве завершилась выставка, посвященная истории русского авангарда 191020х годов ХХ века, на которой были представлены работы в том числе из собрания Орловского музея изобразительных искусств. Выставка помогла найти ответ на вопрос, куда «пропал» русский авангард после расцвета в первые послереволюционные десятилетия. Тогда молодое советское государство поддержало художников, развивавших новое искусство. Но уже к началу 30х годов господствующим направлением в искусстве стал соцреализм, а все остальное признали вредным. К тому времени часть художников, как Ларионов и Гончарова, уехали в Европу, оставшиеся ушли в подполье, а некоторые и вовсе сгинули в годы репрессий. В этом смысле Антонине Софроновой повезло, она уцелела, но на долгие годы попала в немилость у идеологов официальной культуры.
Одна из «Тринадцати»
Антонина Федоровна Софронова (18921966) родилась в с. Дросково Орловской губернии в семье земского врача. В 1908 году семья переехала в Орел. Художественное образование Антонина получила в Москве — в художественной школе Ф.И. Рерберга, а затем в студии И.И. Машкова. Талант молодой художницы проявился уже в предреволюционные годы. Она участвует в выставках известных творческих объединений «Бубновый валет», «Мир искусства», «Московское товарищество художников». В годы учебы часто приезжает в Орел, много рисует. В Москве она выходит замуж, а в 1917м переезжает к родителям в Орел. Здесь у нее родилась дочь Ирина. Софронова преподает рисование в школах Орла и области, а с 1920 по 1921 год – в художественных мастерских в Твери, где началось ее увлечение конструктивизмом.
После возвращения в Москву она сотрудничает с издательствами, газетами и журналами. Постепенно художница отходит от конструктивизма и вырабатывает свой неповторимый стиль свободного живого рисунка — камерного, легкого, прозрачного, в чемто напоминающего французских постимпрессионистов.
Софронова находит единомышленников в группе «Тринадцать». В 1931 году участвует в выставке этой группы. В официальной прессе выставка получила разгромные рецензии — работы художников были признаны чуждыми советской идеологии. Последствия для Антонины Софроновой не замедлили сказаться: на протяжении последующих тридцати лет она была лишена возможности выставляться, сократились заказы в издательствах и газетах. Чтобы содержать семью, художница работала ретушером. Но писать не бросила, не изменила себе и своему уникальному стилю.
В годы войны она с семьей была эвакуирована на Урал, затем вернулась в Москву. В 1962 году в столичном Доме литераторов прошла ее первая персональная выставка. Скончалась художница в 1966 году в возрасте 74 лет.
Новая страница
В 1987 году в Орловский музей изобразительных искусств приехала племянница Софроновой. Наши музейщики заинтересовались творчеством землячки, о которой тогда немногие знали. Наладили связи с ее дочерью Ириной Евстафьевой, тоже художницей и хранителем наследия.
– Для нашего музея это была совершенно новая страница. Мы познакомились с работами художницы, большая часть их находилась в семье. И в том же году были приобретены 33 ее произведения для фондов музея, – вспоминает директор Орловского музея изобразительных искусств Светлана Четверикова.
Сегодня в собрании музея 55 работ художницы — живопись и графика.
– Ценно то, что они разных периодов: самые ранние работы относятся к 1919 году — это наиболее известные ее конструктивистские композиции. В том числе агитационные композиции в стиле конструктивизма, выполненные для журналов и газет. Это одни из наиболее ценных работ, потому что конструктивизм и тот период времени сегодня вызывают особый интерес, – поясняет Светлана Анатольевна.
– В 1992 году уже в новом здании музея открылась экспозиция искусства ХХ века, и в нее были включены работы Антонины Софроновой. В частности, один из самых ранних натюрмортов 1914 года, когда она училась в студии Машкова. И другие работы, в которых отразилось ее увлечение кубизмом, конструктивизмом. Затем — пейзажи Орла 20х годов прошлого века, ее работы 30х годов, связанные с группой «Тринадцать». В это время художница обращается к портрету, натюрморту. Создает известную серию портретов актрис (портрет актрисы Н.Н. Баженовой был даже изображен на почтовой марке). В собрании есть также поздние работы 5060 годов — в основном натюрморты, – рассказывает директор.
Последнее приобретение состоялось в 2003 году, когда в музей были переданы графические и живописные работы Софроновой и ее коллег по группе «Тринадцать».
Возвращение
В 1992 году к столетию Антонины Софроновой в Государственной Третьяковской галерее прошла выставка ее работ. Часть из них затем были показаны на юбилейной выставке художницы в Орловском музее изобразительных искусств. Музейщики отмечали большой интерес орловцев к ее творчеству. Вскоре в музее открылся мемориальный зал Софроновой, который просуществовал до 1997 года.
Событием в культурной жизни Орла в апреле 1997 стало открытие мемориальной доски в память о художнице с ее изящным барельефом. Доска была установлена на историческом доме на ул. Горького 14, где сейчас располагается поликлиника. Дом, в котором жила семья Софроновой, не сохранился. На открытие в Орел приехала семья художницы, представители столичной творческой интеллигенции, Министерства культуры.
К 110летию Софроновой в 2002 году в Ясной Поляне прошла выставка ее работ из фондов Орловского музея изобразительных искусств и частного собрания Евстафьевых.
Где посмотреть
Сегодня в Орле «вживую» увидеть работы Антонины Софроновой не удастся. Изза нехватки помещений в музее теперь нет экспозиции искусства ХХ века (хотя оно составляет три четверти музейного собрания).
Работы художницы есть в Русском музее, в Третьяковской галерее. Их можно увидеть в Твери (там пару лет назад под картинную галерею отдали роскошный императорский Путевой дворец). Накануне дня рождения Антонины Софроновой (14 марта) в столичной галерее «Ковчег» открывается выставка ее работ из московских частных коллекций.
Людмила Федосова