В Орле работает уникальный центр социальной адаптации для лиц без определенных места жительства и занятий. Директор организации Татьяна Кудря рассказала о том, можно ли вернуть бездомного к нормальной жизни, кто сюда попадает и как меняется отношение в обществе к этой социальной проблеме.
Сложнее, чем думали
Татьяна Кудря пришла работать в центр еще в 2000 году юристконсультом. Как раз только получила второе высшее образование — юрист (первое — педагог).
– Я всегда хотела работать с людьми и помогать им. Возиться только с бумагами, думаю, не получилось бы в силу характера. В Орле центр помощи бездомным тогда только начинал работать, решение о его создании было принято в 1998 году, – вспоминает Татьяна Васильевна.
Стоит сказать, что далеко не во всех регионах столько времени работают подобные учреждения. Например, в соседней Курской области центр помощи бездомным создали недавно. И скоро коллеги приедут в Орел перенимать опыт.
Когда центр только начинал работать, сотрудники представляли себе все совсем иначе, чем вышло в результате. Например, существовало мнение, что бездомные будут сами пытаться искать работу, оформлять документы, проходить медицинское обследование. И центр станет чемто вроде временного общежития. А специалисты будут только оказывать первую помощь и консультировать.
В реальности большинство бездомных поступают в центр в изможденном состоянии, со значительным ухудшением физического и психического здоровья. Такие люди не могут не только сами сходить к врачу, но и талончик взять. Уже не говоря о попытках трудоустройства.
Дать возможность
Сейчас в центре есть отделения круглосуточного пребывания на 35 мест и дневного пребывания.
В этом году открылись новые отделения (круглосуточное на 10 мест и дневное) — для тех, кто освободился из мест лишения свободы и не имеет возможности сразу найти жилье.
– Мы сотрудничаем с колониями, к нам поступают люди по направлению. Работа только начинается, но мы понимаем, насколько она важна. Важно дать человеку возможность адаптироваться, не оказаться на улице, не попасть в ту же компанию, не совершить повторное преступление. Будем нарабатывать практику, смотреть, какие методы более эффективны, – продолжает Татьяна Кудря.
Шаг за шагом
У тех, кто работает с бездомными, есть термин — «точка невозврата». Если человек живет на улице около трех лет, вернуть его к нормальной жизни практически невозможно.
Через орловский центр социальной адаптации в год проходят около 500 человек. Из них около 5% трудоустраиваются и живут самостоятельно нормальной жизнью.
В центре действует программа, по которой происходит постепенная социализация.
Сначала человек живет в центре бесплатно, получает питание и все необходимые социальные услуги. Сотрудники центра помогают оформлять документы. Затем приступают к выявлению профессиональных навыков, смотрят, к чему есть склонности. После – к поиску работы. Если человек трудоустраивается и начинает получать зарплату, он все равно может оставаться в центре. Сначала бесплатно, затем начинает покупать себе продукты, может арендовать у центра спальное место. Когда становится понятно, что человек в силах самостоятельно снять себе жилье и организовать быт, он может покинуть центр.
Осознанный выбор
Еще 10% бездомных удается определить в интернаты. Для этого оформляются документы, инвалидность, пенсия.
Головной болью сотрудников становится оформление российского паспорта, если человек по какой-то причине не поменял советский паспорт.
– Эту проблему нужно решать, устроить, например, паспортную амнистию. Люди остаются в подвешенном состоянии, и ситуации у всех разные, – говорит Татьяна Кудря.
В основной массе пребывающие в центр приходят отогреться, поесть, набраться сил. Но потом опять возвращаются на улицу – это их осознанный выбор.
Отношение меняется
В центр попадают в основном бывшие заключенные, жертвы черных риэлторов, люди, которые попросту пропили свое жилье. Мужчины, ушедшие из семьи к женщинам, с которыми так и не заключили брак, не прописались и стали потом ненужными. В последнее время нередки случаи, когда женщин выгоняют из дома собственные дети. Некоторых опаивают, снимают с поезда.
Тем не менее, по наблюдениям Татьяны Васильевны, в обществе отношение к бездомным меняется в лучшую сторону.
Подопечным помогает церковь. Например, в этом году отец Олег из храма Смоленской иконы Божией Матери провел Рождественский прием. Традиционно в центре отмечаются Пасха и другие праздники, на пожертвования приобретаются лекарства.
– Люди приходят, предлагают помощь. Кто-то покупает для проживающих нательное белье, кто-то – фрукты к праздникам. Более гуманной становится молодежь. Бездомных приводят к нам за руку. Был случай, когда молодые люди привезли бездомного на машине. Отрадно, что хотят помочь, но это может быть небезопасно. Лучше в подобных случаях звонить в центр, – предупреждает Татьяна Кудря.
В соответствии с новым законодательством, оказывать социальную помощь можно только по согласию бездомного. Человек должен написать заявление. Забирать людей с улицы просто так сотрудники любых социальных служб не имеют права.
Татьяна Кудря мечтает, что когда нибудь появится финансовая возможность организовать социальный патруль.
– Все злачные места мы знаем. Если бы можно было отправлять туда социальных работников и медиков, это стало бы большим подспорьем. В этом году зима выдалась теплой, и с обморожением поступил лишь один человек, в прошлом году — трое.
Татьяна Васильевна утверждает, что несмотря на все трудности, эта работа приносит удовлетворение. Особенно когда люди потом благодарят за помощь, когда возвращаются в семьи. И коллектив в центре подобрался соответствующий: случайных людей в социальных службах не бывает.
Вероника Иконникова