«Колорит народной песни» – так называется новый выставочный проект, который представила орловцам его автор – график и искусствовед кандидат педагогических наук Юлия Тютюнова. Первыми зрителями выставки стали студенты и преподаватели ОГУ им. И.С. Тургенева.
Первая ласточка
Как график, Юлия Тютюнова участвовала в самых различных проектах. Вот и на этот раз художница приготовила сюрприз для зрителей – серию иллюстраций к русскому народному музыкальному словарю, в которых Юлия проявляет себя не только как талантливый график, но и дизайнер, а также знаток традиций народного костюма.
Оригинальный выставочный проект – это своего рода тандем художника – с одной стороны и серьезного ученого – с другой. Идея создания книги принадлежит музыканту и композитору, кандидату искусствоведения, исследователю народной музыки и фольклора Виктору Галахову.
Впервые он обратился к истокам народного музыкального творчества еще в 1968 году, будучи выпускником Московского государственного института культуры, получившим направление в Хабаровский край. С той поры Галахов немало поработал на севере, где записывал не только песни, но и сопутствующие им разговоры. Позже он переехал на постоянное жительство в Орел и предпринял немало экспедиций в различные регионы России.
– Кто-то собирает частушки, кто-то исследует народный костюм, кто-то сказки и предания, а я старался «впитать» все, – признается Виктор Сергеевич.
Его перу принадлежат труды по искусству балалаечников Дальнего Востока, орловским наигрышам на этом струнном музыкальном инструменте, а также работы: «Мотаня», «Балалайка – улицы хозяйка», «Звук родной струны», «Словарь музыкальных терминов в говорах России». Однако когда Галахов собрал все самое интересное и ценное в объемистый итоговый труд и принес его в одно из местных книжных издательств, там схватились за голову и признались: опубликовать 1500 страниц материала в рамках одного тома невозможно.
В результате решено было разбить труд на четыре отдельные книги.
Первой ласточкой будущей серии стал «Русский народный музыкальный словарь», где собраны воедино слова и выражения народных певцов и музыкантов – балалаечников, гармонистов, рожечников, кугикальниц, трещоточниц и плясунов, причем не только Орловской области, но и Курской, Рязанской, Липецкой, Тульской, Воронежской и Белгородской.
Для художественного оформления своего словаря профессор Галахов обратился к Юлии Тютюновой, с которой знаком с 1998 года, когда она еще была аспиранткой ОГУ. Уже тогда, признается автор книги, его поразили ее целеустремленность, умение выдавать качественный результат в максимально сжатые сроки и яркое художественное самобытное дарование.
«Цифра» душу не убьет
– Работать над книжной иллюстрацией всегда интересно, – признается Юлия Тютюнова. – Иллюстрации, представленные на выставке, выполнены с помощью графического планшета, хотя подготовительные контурные рисунки делались «от руки». Многие современные художники старшего поколения избегают «цифру», не зная всех особенностей формата, в чемто его побаиваются. Опасаться не стоит! Наоборот, иллюстратору использование компьютерных технологий дает фактически неограниченные возможности.
На вопрос о том, не убивает ли цифровой формат желание рисовать «от руки» и читать «живые» книги, автор выставки только улыбается.
– Компьютерные редакторы – просто инструмент, как кисть или карандаш, но более совершенный. Странно сегодня, в XXI веке, было бы использовать деревянные счеты, когда существует калькулятор. Страх, что цифровые технологии уничтожат книгу, необоснован. Научнотехнический прогресс – это замечательно, и хорошо, что молодежь интересуется всем новым! Вспоминая великого Виктора Гюго и перефразируя цитату из его «Собора Парижской Богоматери», можно провести параллель: книга разрушит собор, а интернет – книгу? Нет! Все живо! И молодые люди продолжают читать.
Юлия Тютюнова хорошо знает, о чем говорит, поскольку в книжном мире она человек не случайный. Известны ее оригинальные и яркие иллюстрации к произведениям Николая Лескова, Ивана Бунина, Сергея Есенина, Рюрика Ивнева, Петра Проскурина. Художница – лауреат международных, всероссийских и региональных выставок. Она возглавляет кафедру графики орловского худграфа и ведет активную научно исследовательскую работу. Является автором учебного пособия для вузов «Пленэр: наброски, зарисовки, этюды», которое выдержало уже не одно переиздание.
– Лесковский святочный рассказ «Неразменный рубль» дал начало серии книг орловских писателей «Библиотека — детям», – говорит Юлия Михайловна. – Придуманное оформление заложило всю «линейку» дальнейших изданий, впоследствии продолженных другими художниками. Книжных проектов на данный момент у меня около двадцати. Чем привлекает меня книжная графика? Иллюстратор имеет возможность визуализировать мысли и идеи автора. В случае успеха иллюстрация позволяет более емко раскрыть замысел писателя.
Андрей ТУРБИН
Фото автора