Деятельность Федеральной таможенной службы России в 2019 году проходила в условиях применения обновленной нормативно-правовой базы и масштабного реформирования таможенных органов. Руководству ФТС удалось перевести эти процессы в управляемый режим. Не только не допустить снижения качества работы, но и повысить ее эффективность.
Как отмечает эксперт кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Илья Шалаев необходимо детально раскрыть особенности стратегических направлений совершенствования таможенного администрирования. Реформа таможенных органов предполагает существенное сокращение и укрупнение мест таможенного декларирования – до 16 центров электронного декларирования, на данный момент уже функционируют 12 из них. Первый опыт работы центров показал, что удалось повысить результативность контроля, добиться большего единообразия в принятии решений, существенно снизить коррупционные риски. Все это отразилось на увеличении собираемости таможенных платежей.
Проводимая реформа открыла новые возможности и для дальнейшей цифровизации таможенных процессов, их ускорения и упрощения. ФТС России внедрила в работу технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций, широко применяются цифровые наработки и по другим направлениям. Быстрое и объективное принятие решений стало важным фактором в создании комфортной среды для ведения бизнеса. При этом выстроенный конструктивный диалог с бизнес-сообществом привел к заметному снижению конфликтного потенциала в таможенной сфере.
Создание благоприятных условий для ведения ВЭД является задачей ФТС России и при реализации национальных проектов. В рамках национальной программы «Цифровая экономика» проводится работа по обеспечению круглосуточного функционирования всех информационных систем таможенных органов с необходимым уровнем производительности, отказоустойчивости и полным резервированием. В соответствии с решением Президента России в настоящее время ведутся работы по созданию собственного главного центра обработки данных ФТС России. Проводимые мероприятия должны гарантировать необходимую скорость и безаварийность работы программных средств.
Так, в рамках программы «Международная кооперация и экспорт» были выдвинуты предложения по обустройству пунктов пропуска. Препятствием на пути динамичного развития внешней торговли является их слабая техническая оснащенность и обустройство – этот вопрос заслуживает особого внимания со стороны всех органов власти.
Дальнейшее развитие таможенной службы России будет напрямую связано с внедрением цифровых технологий во все сферы деятельности. Этот подход заложен в основу Стратегии развития таможенной службы до 2030 года. Главным вектором в Стратегии 2030 обозначен переход от электронной таможни к таможне интеллектуальной. Ряд значимых проектов планируется реализовать за счет наполнения цифровых систем элементами искусственного интеллекта. Один из основных проектов Стратегии – реализация модели «интеллектуального» пункта пропуска. Построенная на принципах автоматизации всех контрольных процедур и предполагающая их сосредоточение в единой цифровой платформе, модель позволит безрисковым партиям практически безостановочно проходить таможенную границу.