Детали изложены в постановлении о создании и использовании платных парковок, которое подписано в администрации Орла
Определены пять территориальных парковочных зон, в пределах которых откроются 27 парковок. В частности, в Советском районе – шесть, в Железнодорожном – восемь, в Заводском – девять. Кроме того, отдельные парковочные зоны запланированы в районе железнодорожного и автовокзала. Их решено сделать круглосуточными, остальные будут работать в определенные часы.
По мнению организаторов проекта, плата за пользование парковками снизит нагрузку на городские дороги и побудит граждан парковаться на автостоянках, расположенных вне улиц. Занятость платных парковок планируют довести до 80–90 процентов.
Кто получит льготы
Общее число парковочных мест составит до полутора тысяч. Не менее 10 процентов из них станут бесплатными для автомобилей: инвалидов I и II групп, а также законных представителей ребенка-инвалида и тех, кто перевозит инвалидов; участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто; одного из родителей (усыновителей), опекунов (попечителей) в многодетной семье, имеющей трех и более детей в возрасте до 18 лет. Такие парковочные места обозначат соответствующими дорожными знаками или разметкой и предоставят при наличии парковочного разрешения.
Бесплатным будет и размещение транспортных средств экстренных оперативных служб: скорой помощи, пожарных, полиции, военной автоинспекции, аварийно-спасательных служб, органов ФСБ, Следственного комитета при наличии соответствующих опознавательных знаков, цветографических схем и надписей.
Плата авансом и по «безналу»
Плата за час пользования одним парковочным местом предположительно составит 30 рублей и будет взиматься за полный час при нахождении на парковке более 15 минут. Отсчет времени начнется с момента внесения платежа до момента фиксации снятия с парковки. Оплата – через паркомат, платежный терминал или путем списания средств с виртуального парковочного счета пользователя на портале Орловского парковочного пространства в Интернете.
Факт занятия (освобождения) парковочного места установят специализированные машины, курсирующие между парковочными зонами. Они же выявят нарушителей.
С учетом того, что парковками станут не закрытые зоны и даже не «карманы», а обычные участки улиц, они не будут охраняемыми.
Проект востребован
Как сообщила замначальника финансово-экономического управления, начальник управления по тарифам Людмила Полунина, парковки на территории соседних регионов – высоко востребованный инструмент повышения безопасности и комфортного пользования дорогами.
Исторически сформированную дорожную инфраструктуру Орла практически невозможно изменить с помощью эстакад или «подземки». Поэтому сеть платных парковок позволит разгрузить обочины и освободить дороги для общественного транспорта.
Ясно, что у принципа платности найдутся оппоненты. Но понятно и другое: сегодняшнее хаотичное, беспорядочное движение, когда пассажиры не могут подойти к общественному транспорту, нужно регулировать. Действительно, человек приезжает из района за справкой, для получения которой порой необходимо меньше 15 минут, и не может припарковать машину. А чей-то автомобиль занимает место в течение целого рабочего дня.
Возникают опасения, что не желающие платить заполнят своими авто дворы многоквартирных домов. Проблема устраняется с помощью установки шлагбаумов во дворах. Такое право через решение общего собрания собственников органам общественного самоуправления предоставят.
Пошаговый подход
Людмила Полунина подчеркнула, что проект находится лишь в начале пути. Комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих эту услугу, – огромен. Первыми шагами стали НПА о создании и определении местоположения парковок и методике определения платы за пользование ими.
В ближайшее время предстоит подготовить документы об организации работы парковок, административные регламенты этой муниципальной услуги, реестры имеющих право на получение парковочного разрешения на бесплатную парковку. Городские власти будут также просить региональное правительство делегировать полномочия по взысканию штрафов. И только после формирования нормативно-правовой базы можно приступать к объявлению конкурса и последующей реализации проекта.
Что касается расходов, то затраты на реализацию многомиллионного проекта практически полностью возьмет на себя инвестор. Это оборудование, установка дорожных знаков, видеонаблюдения, информационная составляющая: вопросы оплаты, формирование базы данных с передачей ее оператору. В администрации склоняются к тому, что оператором должен быть уполномоченный орган в лице структурного подразделения администрации, что поможет экономить средства бюджета на некоторые виды работ в рамках проекта.
Александр СЕМЁНОВ