Совершенствование процедур в сфере муниципальных закупок и качество пассажирских перевозок в Орле были в центре внимания комитета по экономике и развитию предпринимательства Орловского горсовета на заседании 19 апреля.
Сроки процедур сокращены
Члены комитета рассмотрели проект изменений в ранее принятое решение горсовета «О Порядке взаимодействия заказчиков и органа, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Орла, и наделении полномочиями на осуществление действий, направленных на обеспечение муниципальных нужд города Орла».
Как пояснила начальник управления муниципального заказа администрации Орла Татьяна Дерябкина, внесение изменений в действующий Порядок необходимо для упорядочения взаимодействия уполномоченного органа (это управление муниципального заказа) и заказчиков (различные структуры администрации), которые совершают закупки для муниципальных нужд. В частности, конкретизированы полномочия каждой из сторон. Управление муниципального заказа занимается определением поставщиков, а также выступает организатором при проведении совместных конкурсов или аукционов. Остальные полномочия возложены на заказчиков: планирование закупок, их обоснование, выбор способа определения поставщика, формирование начальной цены и условий контракта и т. д. Важные новации связаны с сокращением сроков процедур. Так, с 20 календарных дней до семи рабочих дней сокращен срок проверки уполномоченным органом заявления заказчика на определение поставщика. Затем в течение пяти рабочих дней уполномоченный орган обязан разработать документацию и отправить ее на утверждение заказчику. Заказчик обязан утвердить документацию в течение одного рабочего дня, после чего в течение одного рабочего дня разместить ее в единой информационной системе о закупках. В ныне действующем Порядке взаимодействия все эти сроки вообще не определены, что приводит к сложностям.
Кроме того, изменения конкретизируют степень ответственности уполномоченного органа и заказчика при утверждении документации о закупке.
Глава профильного комитета Владимир Бутусов напомнил, что депутаты неоднократно обращали внимание на то, что муниципальные контракты не всегда предусматривают соблюдение норм и стандартов, ответственности подрядчика и несут в себе риски потери средств городского бюджета. Как исключить такие риски, чтобы потом не судиться с подрядчиками? Татьяна Дерябкина сообщила, что по закону условия контракта определяет исключительно заказчик. Но сейчас управление муниципального заказа совместно с правовым управлением администрации разрабатывает проекты муниципальных контрактов на поставку товаров и оказание услуг по рекомендуемой форме.
Депутат Тимур Нерушев призвал коллег поддержать представленные администрацией изменения.
– Они очень важны, поскольку сокращают период и процедуру размещения заказа, что благотворно скажется на жизни города. Длительный период размещения заказа имеет негативные последствия: иногда заказ очень важный, но размещается долго, и бывает, что его приходится отменять, потому что необходимость в нем уже отпадает, – сказал он.
Улучшений пока не видно
В повестке дня комитета стоял также вопрос об экономическом состоянии муниципальных транспортных предприятий – МУ ПАТП № 1 города Орла и МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие». Однако по предложению заместителя председателя горсовета Владимира Негина он был снят с рассмотрения.
– Данный вопрос мы сейчас прорабатываем совместно с администрацией. Создана комиссия для подготовки решений по оптимизации работы этих предприятий. Недавно был принят новый тариф, который также способствует оздоровлению финансово-экономической ситуации. Но сейчас мы пока не видим общей картины, у нас нет итоговых цифр, – пояснил он и попросил дождаться завершения работы комиссии.
Владимир Бутусов предложил вернуться к обсуждению положения транспортников на следующей неделе, после получения всех необходимых цифр и данных.
Транспортная тема получила продолжение в ходе обсуждения вопроса о работе городской администрации по организации пассажирских перевозок в Орле с учетом требований нового федерального закона. Заместитель начальника отдела комитета транспорта и связи Александр Паршиков рассказал, что всем перевозчикам выданы карты маршрута, 9 февраля прошли электронные аукционы на право заключения муниципальных контрактов с перевозчиками, 10 марта контракты были подписаны и с 9 августа вступают в силу и будут действовать до 31 декабря 2016 года. Из маршрутной сети было убрано 20 маршрутов, в основном дублирующих, сокращено около 130–140 автобусов по сравнению с предыдущим реестром. Сейчас в нем около 250 автобусов.
Однако отчет не удовлетворил депутатов. У них возникло много вопросов, которые задают и избиратели. Тимур Нерушев, к примеру, поинтересовался, рассматривала ли администрация варианты единой оплаты проезда: «Сокращение автобусных маршрутов, возможно, и правильно с точки зрения перевозчиков, но жителям теперь приходится ездить с пересадками, а это дополнительные траты», – заметил он. Александр Паршиков считает, что эта проблема во многом будет решена с
9 августа, когда у горожан появится возможность использовать проездные билеты, включая льготные, на всех городских маршрутах.
Но больше всего претензий было высказано к качеству пассажирских услуг.
– Жутко заходить в наши маршрутки. Мало того, что водители продолжают курить и говорить по телефону, летом они нередко с голыми торсами сидят. Это неприлично, тем более к нам приедут гости на 450-летие Орла. Чистоты в салонах до сих пор нет. И самое главное – не соблюдаются требования посадки и высадки пассажиров, маршрутки останавливаются где угодно, — говорит депутат Наталья Кирдеева.
Она считает, что спасти положение может более жесткий контроль со стороны администрации, совместные рейды с участием сотрудников ГИБДД и депутатов хотя бы раз в квартал.
Депутаты также обратили внимание на то, что на конечных остановках маршруток, к примеру, на ул. Раздольной, Наугорском шоссе, в 909-м квартале нет ни туалетов, ни других объектов инфраструктуры, где водители могли бы помыть руки, перекусить.
Александр Паршиков заверил, что администрация сейчас работает над этим.
– Вопрос качества пассажирских перевозок неоднократно поднимался на протяжении последних лет, и, к сожалению, ситуация пока не меняется в лучшую сторону, – подвел итоги обсуждения Владимир Бутусов. По его мнению, администрация должна не формально подходить к выполнению федерального закона, а добиться качественных сдвигов в транспортном обслуживании жителей Орла. Со своей стороны депутаты готовы оказать городу помощь в решении возникающих проблем.
Людмила Федосова