Основная идея создания особых экономических зон в стране состояла в том, что условия этих территорий станут центром притяжения необходимых для развития регионов инвестиции. В 2019 году в России функционировало 26 особых экономических зон (ОЭЗ) в 23 регионах (среди которых довольно крупными являются «Алабуга», «Дубна», «Санкт-Петербург», «Липецк», «Томск», «Бирюзовая Катунь», «Тольятти», «Ульяновск», «Калуга», «Тула»), 85 территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), 61 промышленный парк в 32 регионах и 45 индустриальных кластеров в 35 регионах.
На территориях особых экономических зон на текущий момент зарегистрировано 656 резидентов. Однако, анализ показателей деятельности данных особых территорий за ряд последних лет ставит под сомнение эффективность их работы, они так и не стали драйверами роста экономики регионов, как предполагалось. Резиденты производят типовую продукцию вместо инновационной, пользуются преференциями специальных режимов скорее для конкуренции с субъектами, работающими по общим правилам, чем для технологического рывка, а 80% продукции, произведенной резидентами зон, реализуется на внутреннем рынке, а не на экспортном.
По данным Счетной палаты, за 2006-2018 гг. на создание, развитие и поддержку только ОЭЗ было направлено 136 млрд. руб. из федерального бюджета. Резидентам предоставлялись льготы по налогам и таможенным пошлинам, для них на бюджетные средства была создана социальная, транспортная, инженерная и другая инфраструктура. За этот же период инвесторы вложили в развитие производств на территории ОЭЗ почти 370 млрд. руб., создали более 37 тыс. рабочих мест. Но большая часть инвестиций пришлась всего на четыре зоны: Алабугу, Липецк, Санкт-Петербург и Технополис в Москве. Соответственно, повсеместного всплеска роста экономики в таких зонах не произошло.
Счетная палата отметила и ряд проблем у ТОСЭР. Пока регионы Дальнего Востока теряют средства из-за таких территорий, например в 2017 г. они недополучили 1,5 млрд. руб., а в 2018 г. уже 2,4 млрд.руб. Налоговые потери моногородов (всего в них сейчас работает 65 зон) — 812 млн. руб. в 2018 г., а население таких городов сократилось на 38,6 тыс. человек за 2016-2018 гг. И перед государством встает задача поиска новых инструментов поддержки и развития моногородов и их включения в существующие программы развития с учетом нацпроектов. Счетная палата также отметила проблемы с качеством управления отдельных зон, мониторингом их работы и оценкой экономической эффективности, сделало вывод о выработке единого механизма развития территорий. Руководство регионов должно четко обосновывать расходы на ОЭЗ, а получение льгот резидентами должно зависеть от социально-экономических эффектов для территорий.
Эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Людмила Проняева отмечает, что формирование специальных экономических территорий — это мировая практика, доказавшая свою эффективность, но в России она не всегда работает успешно в силу разных причин. При создании эффективной системы контроля за деятельностью резидентов в ОЭЗ, при наличии четко сформулированных целей развития конкретной зоны можно добиться улучшения экономических показателей, повысить инвестиционную привлекательность регионов, создать новые рабочие места. Для этого нужна модернизация данного института, совершенствование его нормативно-правовой базы и организационно-управленческого механизма, а также усиление ответственности региональных властей за достижение целей социально-экономического развития территорий расположения ОЭЗ.