о работе Орловского горсовета в 2015 году
Уважаемые жители Орла,
депутаты, представители
администрации!
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 17 Устава города Орла и Регламентом Орловского городского Совета народных депутатов представляю отчет о результатах деятельности в 2015 году и основных направлениях работы в 2016 году, который является знаковым для города – годом 450-летия основания Орла.
Отчетный год был насыщен событиями, которые оказали заметное влияние на жизнь орловцев. Были события, которых мы ждали и готовились к ним.
Самые значительные – 70-летие победы в Великой Отечественной войне, сентябрьские выборы депутатов Орловского городского Совета, подготовка к юбилею города.
Ставлю эти события в один ряд потому, что все они могут быть использованы для сплочения общества. Это особенно важно для нас, когда продолжаются глобальные процессы, меняющие привычный уклад жизни многих людей в России и в нашем городе.
Основным инструментом реализации задач, стоящих перед городскими властями, является его бюджет.
Как и в предыдущие годы, ключевыми вопросами, рассматриваемыми городском Советом, были вопросы утверждения бюджета и отчет о его исполнении.
Данные вопросы рассматривались самым тщательным образом.
С целью оптимальной реализации полномочий по решению вопросов местного значения в течение года на 11 из 13 заседаний городского Совета депутатами проводились корректировки бюджета: уточнялись объемы доходов и расходов, перераспределялись средства между отдельными бюджетополучателями и статьями бюджета.
Внесенные изменения в основном были связаны с увеличением поступления финансовых средств из вышестоящих бюджетов и изменением собственных доходов, в связи с чем плановые показатели бюджета города по доходам в 2015 году увеличились на 2 млрд 235,9 млн руб., из них собственные доходы – на 170,7 млн руб.
Дополнительно полученные собственные средства направлялись в первую очередь на содержание улично-дорожной сети, благоустройство города, организацию питания школьников, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда, увеличение ассигнований муниципальным транспортным предприятиям за перевозку льготных категорий граждан и т.п.
В преддверии празднования 450-летия со дня основания города Орла особое внимание уделялось вопросам, связанным с внесением изменений в муниципальную программу «Подготовка и празднование 450-летия основания города Орла (2011–2016 годы)».
При этом общая сумма ассигнований на реализацию указанной программы в 2015 году увеличилась в сравнении с первоначально утвержденной на 1 млрд 227 млн рублей.
Работа над бюджетом города – главная задача представительного органа власти, одно из исключительных полномочий Совета депутатов.
В этой деятельности у нас налажено конструктивное взаимодействие с администрацией города и Контрольно-счетной палатой города Орла.
Едва ли кто может упрекнуть нас, что Совет автоматически одобряет представленные администрацией города документы по бюджету. В этой работе не обходится без споров и дискуссий.
Важно то, что уже вместе с обновленным составом депутатского корпуса мы максимально взвешенно подошли к формированию местного бюджета на 2016 год, учли неустойчивую экономическую обстановку и рационально распределили расходы, сохранив при этом все действующие обязательства.
Для уточнения основных характеристик бюджета города Орла на 2016 год была создана согласительная комиссия из представителей горсовета, Контрольно-счетной палаты и администрации города Орла. В процессе работы выработан единый подход при распределении финансовых средств, контролировалось соблюдение нормативов численности бюджетных учреждений, необходимой экономии.
Свои замечания и выводы по окончании работы над бюджетом комиссия доводила до сведения депутатов. Проведенный комплекс мер по повышению эффективности использования имеющихся собственных финансовых ресурсов, привлечению субсидий из вышестоящих бюджетов и оптимизации структуры органов власти позволили сформировать социально ориентированный бюджет на 2016 год. Следует отметить, что все заявленные в основных направлениях бюджетной политики приоритеты нашли свое отражение в представленном бюджете города.
Формирование расходов по всем направлениям на очередной, 2016 год осуществлялось с учетом выполнения майских Указов Президента России.
Нам удалось сохранить такие дополнительные бюджетные обязательства, как материальная помощь лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальная поддержка инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в частном жилищном фонде, компенсация платы за содержание лифтового хозяйства, социальная поддержка педагогических работников и молодых специалистов, приступивших к педагогической работе, бесплатное питание школьников, льготный проезд учащихся, студентов и пенсионеров по возрасту на пассажирском транспорте общего пользования и другие цели.
Вместе с тем должен отметить, что в отчетном году сумма муниципальных заимствований превысила 1 миллиард 169 миллионов 500 тыс. рублей.
Основная часть этого долга вызвана необходимостью перекредитования коммерческих кредитов, которые город набирал в предыдущие годы. Это огромная сумма – более 930 млн руб. Долговая нагрузка на бюджет города Орла по итогам финансового года возросла в сравнении с 2014 годом на 236 миллионов рублей. Это делает бюджет еще более уязвимым и подверженным высоким рискам. При этом отмечается значительный рост доли привлекаемых кредитных средств по отношению к собственным доходам.
Если в начале отчетного периода этот показатель составлял 40%, то в конце периода он вырос до 46%.
Отмечу, что эта ситуация была запрограммирована еще в 2006 году, тогда муниципалитетом был взят первый коммерческий кредит для ремонта Александровского моста – около 150 миллионов рублей. Прошло десять лет и действующему составу городского Совета придется находить решения по снижению этого бремени.
Развитие местного самоуправления сегодня сопровождается динамичным изменением правовой базы.
В соответствии с изменениями действующего законодательства за отчетный период были трижды внесены изменения в основополагающий нормативный акт – Устав муниципального образования «Город Орёл».
В отчетном периоде была изменена структура Орловского городского Совета народных депутатов. Процесс поиска более эффективных управленческих решений не проходил безболезненно. Проведенная осенью оптимизация городского Совета изменила сложившийся порядок работы районных территориальных депутатских групп. Это новшество воспринимается в обществе неоднозначно.
С одной стороны, депутаты не стали дальше от избирателей – каждый ведет личный прием. Графики встреч известны, они размещены на сайте городского Совета, в администрациях районов.
С другой стороны, многие орловцы, привыкшие к работе РТДГ, считают эту форму более эффективной. Мы не должны исключать перспективы возобновления деятельности в хорошо зарекомендовавшем себя формате.
В целом за год городской Совет принял 217 решений, из них 54 нормативных правовых акта, две законодательные инициативы в Орловский областной Совет народных депутатов. Большая часть нормативных правовых актов была разработана комитетом по правовому регулированию местного самоуправления.
Все принятые в течение отчетного периода правовые акты городского Совета размещались на сайте городского Совета и направлялись в информационно-правовую систему «Консультант Плюс». Нормативные правовые акты публиковались на страницах «Орловской городской газеты» и направлялись в региональный регистр нормативных актов.
Считаю, что для более эффективного взаимодействия всех депутатов при работе в комитетах и на заседаниях Совета назрела необходимость внесения изменений в Регламент Орловского городского Совета народных депутатов, которые в ближайшее время будут предложены к вашему рассмотрению.
В отчетном году осуществлялось тесное и конструктивное взаимодействие городского Совета депутатов с органами прокуратуры, которые постоянно контролируют законность решений городского Совета. Представители прокуратуры присутствуют на всех заседаниях городского Совета. Проекты решений направлялись прокурору для проверки на соответствие действующему законодательству до их принятия.
За отчетный период в городской Совет было внесено шесть протестов, пять требований и 19 представлений прокуратуры. Все протесты и требования были рассмотрены в установленном порядке.
Одним из приоритетных направлений работы мэра и городского Совета остается деятельность по развитию города как единого социально-экономического и хозяйственного комплекса.
В этой связи особое значение имеет позиция депутатов по вопросам формирования долговременных правил в области комплексной застройки города. При возведении жилых домов, объектов социального и производственного назначения.
Проработка таких тем концентрируется в комитете по строительству, перспективному развитию города.
В отчетном году неоднократно рассматривались вопросы по внесению изменений в Правила землепользования и застройки, в Генеральный план города; вопросы, связанные с представленной администрацией города документацией по планировке территорий города, развитием транспортной и инженерной инфраструктуры.
Принимая решения в соответствии с существующим законодательством, депутаты особое внимание уделяли сохранению и созданию благоприятных условий жизнедеятельности населения города, целевому использованию земли в части планировки, застройки, реконструкции, благоустройства, озеленения, инженерного обустройства и развития территорий города.
За 2015 год назначено проведение публичных слушаний по 113 вопросам в области градостроительства, в том числе по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Орёл» и по проектам планировки территорий и внесению в них изменений. Это способствовало тому, что за 2015 год в городе Орле было сформировано под строительство 611 земельных участков. За отчетный год введено в эксплуатацию 16 многоквартирных домов.
Завершено строительство детского сада № 93 на 165 мест в микрорайоне № 6; реконструкция школы № 27 им. Лескова; реконструкция Дворца пионеров
им. Ю.А. Гагарина.
Введены в эксплуатацию объекты торговли, рассчитанные на большой поток посетителей: торговый центр на Кромском шоссе, 23; гипермаркет с парковкой на Карачевском шоссе, 74; магазин на ул. Силикатной, 1.
Продолжаются работы по строительству школы в микрорайоне «Ботаника». Напомню, что детсад в этом микрорайоне уже введен в эксплуатацию.
Отмечу, что постепенно решается болезненная для многих наших сограждан проблема доступности городской среды для маломобильных групп населения. В этом активно помогают хозяйствующие субъекты.
В новых и реконструируемых предприятиях здания оборудуются пандусами, автоматическими дверями, выделяются места на автостоянках для автомобилей инвалидов.
Развитие территорий города требует решения подчас очень неоднозначного вопроса – нахождения баланса интересов жителей и инвесторов. Все мы хотим видеть на месте аварийных домов и ветхих кварталов современные постройки с удобными транспортными развязками.
Это по силам городской власти: новостройка на углу Карачевского шоссе и Васильевской улицы была отмечена на всероссийском уровне как один из лучших примеров развития застроенной территории.
В то же время в городе много и таких мест, где жилые дома не имеют достаточно места для парковок, детских и спортивных площадок, где тесное соседство высоток с частным сектором порождает конфликты жителей с инвесторами.
Для решения этой проблемы нам предстоит продолжить работу над принятием предельных коэффициентов застройки, совершенствованием Правил землепользования и застройки, Генеральным планом города.
Учитывая критику жителей Орла относительно процедур публичных слушаний, проводимых для одобрения проектов развития территорий, считаю целесообразным не только шире информировать население о таких публичных слушаниях, но и делать их более наглядными. С обязательным представлением эскизов, технических средств визуализации, которые позволят людям без специального образования представить, как будет выглядеть привычная им территория с новой застройкой.
Особенно это важно для изменений в центральной части города, где высотные новостройки меняют исторический колорит Орла.
Идеи горожан должны быть использованы и в планах развития рекреационных зон на территории города. Еще в 2005 году Орловский горсовет утвердил перечень земель рекреационного назначения, в который вошли скверы, парки, зеленые зоны.
Сегодня нам необходимо концептуально представлять, что мы хотим видеть в городском, Детском парках, в парках «Победа», «Ботаника» и других.
Орловцы ждут от власти на всех уровнях уважительного отношения к истории и культуре города.
В этой связи напомню, что в отчетном году принимались решения по установке мемориальных досок для увековечения памяти Героя Советского Союза Роберта Александровича Клейна, поэта, участника Великой Отечественной войны Евгения Даниловича Аграновича, выпускника одиннадцатой школы Орла Михаила Бутенина, погибшего при исполнении воинского долга.
Кроме того, принимались решения о наименовании улиц в районах жилой застройки города (улица Сурнева, улица Генерала Горбатова).
Вместе с тем пока остаются немым укором для власти и требуют решения вопросы по зданию на ул. Гостиной, 1, дому Лизы Калитиной и другие. Обязательным условием принятия решений по таким объектам должен быть учет общественного мнения.
Еще одним важнейшим направлением работы является контроль в вопросах пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Аккумулирует эту работу комитет по муниципальной собственности и землепользованию городского Совета.
В отчетном году подготовлены и рассмотрены вопросы о работе администрации города Орла:
• с имуществом муниципальной казны;
• по обеспечению проведения инвентаризации, оценки муниципального имущества, осуществлению регистрации права на объекты муниципального недвижимого имущества и сделок с ним;
• по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и взысканию задолженности по доходам от арендной платы за пользование земельными участками.
По итогам рассмотрения данных вопросов определены направления и резервы повышения эффективности использования муниципального имущества с целью увеличения поступлений в бюджет города.
Ежемесячно велся контроль за реализацией Прогнозного плана приватизации муниципального имущества, вносились изменения и дополнения в этот документ. При смене состава городского Совета преемственность этой работы была сохранена. Депутаты совместно с работниками аппарата городского Совета и администрации города Орла для принятия коллегиального решения в отношении «спорных» помещений принимали участие в обследовании объектов, предлагаемых к включению в программу приватизации.
Важнейшая задача всех ветвей муниципальной власти – в рамках правового поля создавать максимально благоприятные условия для развития экономики города, способствовать вовлечению орловцев в успешную предпринимательскую деятельность.
В этом направлении в городском Совете действует комитет по экономической политике и развитию предпринимательства. Депутатами проведена работа над проектами:
• Порядка взаимодействия заказчиков и органа, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Орла;
• Порядка установки и эксплуатации рекламных конструкций в г. Орле;
• «О Координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Орле».
В результате муниципальные нормативные акты были приведены в соответствие с действующим законодательством.
Действующий состав городского Совета в отчетном году отреагировал на тенденцию отказа малого бизнеса от аренды муниципальных помещений. За 2015 год потери бюджета города от этого составили порядка 1,5 млн руб. В этой связи в декабре было принято решение не увеличивать в 2016 году размер арендной платы за пользование муниципальным имуществом.
Я надеюсь, что этим горсовет помог поддержать свое дело многим орловским предпринимателям.
Каждый из нас начинает свой день с оценки того, как работает жилищно-коммунальное хозяйство города: течет ли из крана вода, в каком состоянии дорога. Работать по этим вопросам в тесном взаимодействии с администрацией города в Орловском городском Совете призван комитет по жилищно-коммунальному хозяйству. Основное внимание уделялось сфере управления жилищным фондом, вопросам функционирования городского коммунального хозяйства, жизнеобеспечения города.
На заседаниях комитета шесть раз рассматривались вопросы, связанные с прохождением отопительного периода. Депутаты неоднократно собирались для согласования инвестиционных программ ООО «Орловская теплосетевая компания», ООО «Орёлтеплогаз».
Выработка конкретных предложений, принятие по наиболее важным из них решений городского Совета позволили, с одной стороны, более четко контролировать работу предприятий коммунальной сферы, с другой – способствовали привлечению собственников помещений к решению задач по управлению многоквартирными домами, защите прав орловцев во взаимоотношениях с управляющими компаниями, ресурсоснабжающими предприятиями.
Отмечу, что требуется продолжить информационно-разъяснительную работу, оказание практической помощи гражданам в вопросах выбора способа управления многоквартирным домом, соответствующей управляющей организации, совета многоквартирного дома; в получении детальных и достоверных ежегодных отчетов управляющих организаций о выполнении договора управления; в вопросах установки приборов учета энергоресурсов и т.д.
Город Орёл, как и вся Орловская область, благодаря волевому решению губернатора Вадима Владимировича Потомского, остается одним из единичных мест в России, где сохраняется бесплатное питание школьников.
В отчетном году установлена мера социальной поддержки учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений Орла за счет средств бюджета города из расчета 40 рублей в день на одного ученика общеобразовательного учреждения с учетом получаемой из областного бюджета субсидии, что позволило сохранить бесплатное питание школьников в 2015 и в 2016 годах.
Кроме того, оказаны меры социальной поддержки при организации оздоровительной кампании 2015 года в городе Орле. Ряду категорий семей установлены льготы по оплате путевок в загородные оздоровительные лагеря и лагеря дневного пребывания, что позволило направить на отдых и оздоровление по льготным путевкам в 2015 году 1677 детей.
Комитет по образованию, культуре, социальной политике городского Совета призван уделять данной теме особое внимание.
В рамках правотворческой деятельности депутатами рассматривались не только вопросы, находящиеся в компетенции городского Совета, но и реализовывалось право законодательной инициативы.
В частности, было подготовлено обращение в Орловский областной Совет народных депутатов по внесению изменения в Закон Орловской области от 6.12.2007 №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Комитет также проанализировал ряд проблем в реализации ведомственной целевой программы «Жилье для молодых семей в городе Орле на 2014–2016 годы» и в целях ускорения ее реализации рекомендовал направить письмо в правительство Орловской области с просьбой о соответствующем обращении в Минстрой России о необходимости увеличения финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2015–2020 годы» Федеральной целевой программы «Жилище».
Сегодня эффективность в работе власти на любом уровне невозможна без взаимодействия со средствами массовой информации.
Напомню, что Орловский городской Совет и администрация города Орла являются учредителями «Орловской городской газеты», которая официально публикует в соответствии с Уставом города и Регламентом работы горсовета информационные сообщения, принимаемые нормативные правовые акты и т.д.
В то же время отмечу, что в работе со СМИ и общественностью все представители муниципальной власти должны придерживаться принципа равной открытости.
Серьезные изменения в 2015 году произошли в аппарате городского Совета. Экономический кризис потребовал принятия жестких мер режима экономии бюджетных средств.
В результате оптимизации штатной структуры решением городского Совета народных депутатов было проведено необходимое сокращение штатной численности аппарата Совета. При этом основным критерием проводимых организационно-штатных мероприятий было обязательное сохранение аппаратом способности выполнять возложенные на него полномочия за счет повышения интенсивности труда и взаимозаменяемости работников.
Работа с населением является одним из определяющих направлений в оценке деятельности власти.
Информация о графике приема граждан мэром города, депутатами размещена на официальном сайте городского Совета.
В отчетном году на личный прием мэра записалось 105 граждан. Чаще всего в ходе приема поднимались вопросы по сфере ЖКХ, транспорта, связанные с землепользованием, социальной направленности.
Важным направлением остается индивидуальная работа депутатов, проводимая с жителями города в избирательных округах. Она позволяет чутко реагировать на возникающие у орловцев вопросы.
Как показывает практика, наибольшее количество самого разного рода обращений отрабатывается депутатами во время личных приемов. Поэтому зачастую уже во время беседы удается найти решение поставленного вопроса, дать консультацию, разъяснить.
Во время таких встреч снимается значительная часть всех обращений, а заодно и социальное напряжение.
В год юбилея любая проблема, любой нерешенный вопрос воспринимается жителями города особенно болезненно. Некрасиво говорить о миллионах, потраченных на юбилейные объекты, когда человек спотыкается о яму в своем дворе.
Считаю, что предстоящий юбилей должен задать стандарты для преобразований в городе. Красивые школы и детсады в новых микрорайонах – это ориентир, который мы должны стараться сделать нормой. Работа станции обезжелезивания, реконструкция центральных улиц и многое из того, что мы делаем сегодня, – это не отдельные эпизоды в жизни города, а направление его развития.
Спасибо за внимание!