Шопинг в интернете теперь стал повседневностью. Как не стать жертвой обмана, рассказала руководитель Орловского областного общества потребителей Альбина Сотникова.
– Альбина Викторовна, различается ли регулирование покупок через интернет и обычной торговли?
– Все возникшие проблемы с покупками в сети нужно решать, также опираясь на Закон о защите прав потребителей. Недобросовестный продавец, увидев вашу осведомленность в своих правах, может пересмотреть свою позицию.
– Что нужно проверить перед заказом в интернет-магазине, чтобы уберечься от обмана?
– Перед совершением покупки следует потратить немного времени на оценку магазина. Перед совершением покупки потребитель должен получить исчерпывающую информацию о товаре: буклеты, фото, видео, другие источники.
Можно найти отзывы о данном магазине в сети, почитать отзывы о нем на независимых ресурсах, проверить ИНН через сайт https://egrul.nalog.ru. Если предполагается оплата через прямой перевод на электронный кошелек, можно проверить данные его владельца, персональный аттестат. Необходимо обратить внимание на юридический адрес компании: он должен содержать указание города, улицы и дома.
Помимо этого покупатель должен быть осведомлен о фактическом адресе продавца, цене товара, оплате и сроке, в течение которого действует предложение о покупке.
– Имеет ли право потребитель передумать забирать вещь уже после заказа?
– Да, он имеет право отказаться от совершения покупки до передачи товара. Если же товар уже получен, потребитель может отказаться от него в течение семи дней. Если товар не соответствует потребительским свойствам, его можно вернуть. В данном случае продавец в течение десяти дней с момента требования обязан вернуть оплату. Следует помнить, что товар при возврате продавцу должен соответствовать изначальным характеристикам, то есть сохранять товарный вид и свойства на момент возврата.
– Многие магазины указывают, что товар не принимается к возврату в случае, если нарушена упаковка…
– Такое требование не может считаться правомерным, ведь без нарушения упаковки невозможно проверить исправность товара. Отказаться невозможно только от одного вида товара: который сделан под заказ, по вашим индивидуальным параметрам, например, пошив одежды, обуви или с персональной дарственной надписью.
– Как вернуть деньги за товар, который не подошел?
– Основное правило, действующее для товаров, приобретенных в интернет-магазине, – право отказаться от покупки и вернуть товар без объяснения причин в течение семи дней с момента его фактической передачи покупателю.
Нужно составить заявление о возврате товара в двух экземплярах. Один экземпляр вручить продавцу, второй экземпляр с подписью продавца и датой вручения, остается у потребителя. К заявлению обязательно нужно приложить копию расчетного документа (чека), а также данные паспорта покупателя. Оригинал чека лучше отдавать в тот момент, когда интернет-магазин непосредственно возвращает деньги или оформляет фактический обмен товара.
Также покупатель должен предоставить магазину товар, гарантийный талон, все комплектующие, притом ярлыки и бирки должны быть сохранены.
Если товар оказался неисправным, его необходимо вернуть до окончания гарантийного срока. При этом нужно написать в свободной форме претензию.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Тогда срок обмена увеличится до 20 дней. Как правило, экспертиза проводится за счет продавца, но при ее проведении может присутствовать покупатель.
Безопаснее предоставить товар в сервисный центр лично, так как продавец может повлиять на результат экспертизы и сделать виновным покупателя. Если результат экспертизы не удовлетворяет покупателя, он имеет право оспорить это решение в суде.
Расходы по перечислению суммы в случае возврата товара ненадлежащего качества несет продавец. При этом есть три варианта возврата: наличными, перевод через почту, на карту или счет.
– Что делать, если продавец отказывается возвращать деньги?
– Если магазин после составления акта возврата в течение десяти дней не вернул деньги или устно отказался это делать, необходимо составить претензию на имя продавца. Затем придется обращаться в суд. При этом суду нужно предоставить всю информацию: все платежные документы, факт отказа продавца от возврата (если это возможно), электронную переписку, сам товар, гарантию, упаковку. Не лишним будет сделать скрин экрана на странице интернет-магазина с личным кабинетом, где был оформлен заказ.
В России количество интернет-пользователей, по данным Digital 2020, составило 118 миллионов. Интернетом пользуются 81% россиян. До объявления режима самоизоляции среднестатистический пользователь проводил в интернете 6 часов 43 минуты каждый день. Это составляет более 100 дней на пользователя в год.
В январе 2020 года в России покупки онлайн совершили 60% пользователей интернета. Россияне в прошлом году тратили онлайн примерно 190 долларов в год на человека. Пользователи применяют смешанные подходы к шопингу — становится распространенной практика, когда потребители посещают обычный магазин, а потом покупают товар через интернет.
Елена Маслова