Бывший устаревший дредноут ВМС Италии «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»), сошедший со стапелей в 1913 году, достался КЧФ после войны при разделе королевского флота между ВМС союзников по антигитлеровской коалиции.
В ночь с 28 на 29 октября 1955 года произошла страшнейшая катастрофа ВМФ СССР: линкор взорвался, перевернулся и затонул на рейде Севастополя, унеся с собой жизни 609 моряков. Среди жертв загадочного (и долго сокрываемого от общества) сдвоенного подводного взрыва были и орловцы.
Не вернулись живыми на родину – в Новодеревеньковский и Покровский районы – Евгений Сергеевич Косов и Андрей Сергеевич Ларионов. Не увидели родных сыновей и возлюбленных в Знаменском, Орловском, Мценском районах: Степана Степановича Фомина, Николая Ивановича Карманова, Алексея Александровича Матюшкина. Краснофлотцы-земляки и их черноморцы-сослуживцы были посмертно награждены «Орденом мужества» спустя 44 года – в 1999-м.
По зловещей аналогии советский «Новороссийск» напомнил военно-морским экспертам судьбу одного из флагманов Николаевского флота – линкора «Императрица Мария». Тогда (в той же акватории ВМБ Севастополя) из-за серии взрывов близ 1-й башни главкалибра оборвалась жизнь 225 верноподданных царя, 85 моряков получили тяжелые ранения и увечья.
Загадка «Марии» канула в Лету вследствие Гражданской войны, антифлотских преступлений большевиков, гибели офицеров в Крыму и их последующего отхода в «бананово-лимонные сингапуры». В новом времени, после великой войны в Европе и Азии, спецкомиссия по расследованию катастрофы на «Новороссийске» была поставлена перед фактом: корабль получил пробоину около 150 квадратных метров – фатальное повреждение для части команды.
Спустя 60 лет собравшиеся ветераны флотов Советского Союза вспоминали добрым словом бывшего командующего КЧФ адмирала В. Пархоменко, пострадавшего из-за интриг власти, наркома ВМФ Н. Кузнецова, замечательную флотскую династию Никольских. Хранители славных традиций и подвигов плавсостава флотов в годы Великой Отечественной войны говорили о методичном искажении истинных причин трагедии, неверности ряда трактовок СМИ даже при снятии табу с секретных документов, об использовании «Новороссийска» в лживо-пропагандистских целях идеологами «холодной» войны. Большинство адмиральско-капитанской элиты сошлось во мнении, что эксплуатация «итальянца» с проржавевшими переборками и наследственными «болезнями» кораблей серии «Кавур» была опасно преступной авантюрой, без техническо-ходовых испытаний и полного объема техдокументации…
Героизм экипажа в борьбе за жизнь и сохранение корабля не подлежит забвению. И сегодня, когда Крым и Севастополь к радости всех снова в составе России, мы обязаны помнить и изучать наследие контр-адмирала Н. Никольского, подвиги матросов, старшин и офицеров под началом командира «Новороссийска» и дежурного по кораблю З. Сербулова и Никитенко, командира электротехнического дивизиона Е. Матусевича, лидера 1-го артдивизиона В. Марченко.
Перед переворотом и затоплением 186-метрового «цезаря» отличились собранностью и сверхмужеством глава спасателей Кулагин, капитан Амбокадзе, старпом Хуршудов, инженер-капитан Городецкий. Навсегда вместе с орловцами остались в историческом строю ВМФ Отечества матросы Литвин, Шиборнин, Воронков, Столяров, Кононов, Лемберг. Была вода – землей и экипаж – семьей для их товарищей от побудки до камбуза и отбоя – матросов Смышнова, Попова, Онуфриенко, Семиошко, Хабибулина и многих других…
Будете на братском кладбище в Севастополе, поклонитесь ушедшим в бессмертие «новороссийцам». Здесь – Скорбящий матрос с траурно приспущенным флагом ВМФ СССР, тут сверкает бронзой винт линейного корабля. В граните – фрагменты эпопеи по спасению линкора и экипажа, а на мраморе – надпись: «Мужественным морякам линкора «Новороссийск», погибшим при исполнении воинского долга. Любовь к Родине и верность присяге были для них сильнее смерти». На пьедестале монумента-памятника выбито золотом: «Родина – сыновьям».
Вопрос о забвении полного списка погибших, об антипатриотичных поступках СМИ и хранителей музея КЧФ – отдельная тема, как и полный анализ технических или диверсионных причин непоправимого горя флотской братии. Противостояние военных моряков и партноменклатуры – И. Сталина – Н.Хрущёва – Л.Брежнева – Ю. Андропова – абсолютно не изучено. Что еще хуже – ни у журналистов, ни у писателей нет стремления его изучать. Но если бы потомки «морских волков» и попытались развязать тесемки позора и героизма, они однозначно столкнулись бы с недоступностью архивов отечественных и зарубежных секьюрити, с вероятностью сохранения тайн «Новороссийска» в спецхране ЦРУ США.
Не забудем трагичную октябрьскую ночь 1955-го…
ВИКТОР И СЕРГЕЙ РАССОXИНЫ,
члены Союза российских писателей