Орловский художник Николай Кондауров 5 июля отметил 60-летие. Накануне юбилея с ним пообщался корреспондент «Орловской городской».
Стиль Кондаурова
Николай Кондауров — создатель собственного, необычного стиля в живописи. Его картины как бы объемные за счет слоев и фактуры краски. Из-за рельефа картины как бы меняются в зависимости от того, как падает свет.
– Ближе всего мне импрессионизм. Знакомый, живущий в Париже, который купил мою картину, говорит, что моя работа у него дома висит рядом с Ренуаром. Данный факт мне очень льстит! Хотя советскую школу живописи я в свое время прошел и освоил, – говорит художник.
Его стиль сформировался еще в 90-е. Николай Михайлович лет 10 писал только осенние пейзажи.
– В душе было такое состояние, никак не мог от него избавиться. Мне было очень нужно передать объем и рельеф опавших желтых листьев. В какой-то момент понял, что обычной живописи не хватает. Наносил краску слой за слоем по нескольку лет на одну картину. Я могу очень долго работать над одним холстом. 2-3 года — нормально для меня. Есть картины, которые писал и 25 лет. В какой-то момент заметил, что на картине появляется и увеличивается пространство. Еще нашел свои парадоксы цветовой гаммы. Обычно, чтобы создать пространство, используют голубоватую, фиолетовую краску. А я могу пройтись ярко-красной. Хотя эскизы у меня все в традиционном стиле, – рассказывает Николай Михайлович.
Путешествия
Николай Кондауров родом из Мценска. Там он окончил художественную школу и уже в 16 лет понял, что сможет реализоваться только в живописи. Ему было важно создать что-то действительно свое.
После школы поступил в Орловское художественное училище. Там знаковым для него преподавателем стал Николай Иванович Рымшин.
– Свое понимание цвета я получил из его работ. Наблюдал, как нюансами оттенков он создавал невероятные пространства. Мне повезло с учителями. Довелось учиться у Рифа Загреевича Фахрутдинова. Сейчас он признанный мастер. Он пришел к нам преподавать после Академии художеств. Среди преподавателей это был самый мощный знаток теории искусства. Он будто поставил меня на рельсы. Благодаря ему я понял принципы искусства. Правила можно нарушать, принципы — никогда! – художник поднимает палец вверх.
После училища в 1980 году Кондауров сразу стал работать. Делал росписи на заводе (МЗАЛ во Мценске), преподавал в художественной школе. Потом решил, что ему надо путешествовать. Весьма кстати увидел объявление: «Набор докеров во Владивосток».
– Во Владивостоке такие пейзажи мне открылись! Такая романтика! А на основной работе грузил консервы, пресервы, мороженую рыбу. Но там быстро узнали, что я художник, и повысили меня из докера до главного художника владивостокского порта. Порадовался: «Так и до министра дорасту!» Работа была — написание объявлений и транспарантов, – рассказывает мой собеседник.
В армии он тоже был художником, объехал по военным частям все окрестности Владивостока, все острова. Напитался красотой. После армии немного поработал на «Мосфильме», но не понравилось — суета.
Ангелы в аллеях
В 1985 году вернулся на Орловщину и стал выставляться здесь.
– Уже в это время начал нащупывать свою технику. Из Мценска ездил на велосипеде до Спасского-Лутовинова. Для меня это место вдохновения и силы. У меня до сих пор есть нереализованная идея — написать ангелов в аллеях Спасского. А то смотришь мастеров эпохи Возрождения – у всех ангелы на картинах. Чем я-то хуже? – смеется художник.
Орел — для него самый любимый город, место вдохновения и гармонии. Красота местных женщин и пейзажей его вдохновляет. При этом большая часть покупателей его работ из столицы.
– Друзья в 90-м году показали мне вернисаж в Измайловском парке, где художники продавали свои картины. Собрал свои работы, приехал, стал в аллею — не прошло и двух часов, как все продал. Финны скупили, – говорит Николай Кондауров.
Каждый месяц он ездил в Москву с картинами примерно до 2015 года. В столице быстро появились знакомые среди любителей живописи, постоянные покупатели, стоять в аллее больше не надо было. Сейчас и вовсе все в интернете.
– Одна женщина купила у меня несколько работ — хотела сделать сюрприз мужу. Потом пригласила в гости. Большая гостиная, белоснежная мебель, белоснежные стены и шторы, золотого цвета ручки дверей и — мои осенние пейзажи. Я посмотрел на свои картины другими глазами. Понял, что чего-то стою, что-то могу. Конечно, когда у художника есть поддержка, отдача от публики, это дает больше вдохновения. Когда меня спрашивают, не жалко ли мне продавать картины, отвечаю, что следующую еще лучше напишу! – смеется художник.
Миры художника
У него никогда не было ощущения, что он идет не по своему пути.
– Наоборот — чем дальше, тем более счастливым я себя чувствую. Кто-то идет в искусство ради денег, кто-то — ради славы, а для меня это духовный путь. Я, например, практикую йогу три года, но понял, что медитацией занимаюсь всю жизнь, когда пишу картины. Тогда пропадает время, выходишь в другие пространства. Бывает садишься писать днем, и вдруг чувствуешь, что почемуто некомфортно стало работать. Оглядываешься — стемнело. Живопись — это энергия. У каждого художника она своя. Какая у меня? Оптимистичная и жизнерадостная! Мне всегда очень хочется быть лучшим художником, чем я есть сейчас. Мои любимые живописцы Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Хотелось бы воплотить те идеалы, которые были важны для них: красота, труд, познание. Это образец на все времена. Я думаю, что смысл искусства как раз в создании уникальных, собственных миров художника, – уверен Николай Кондауров.
Елена Маслова