В Орловском музее изобразительных искусств завершился цикл мероприятий «Три императора», начатый в канун празднования Дня России.
Сотрудники музея напомнили орловцам несколько страниц из русской истории, опираясь на портреты представителей династии Романовых, представленных в постоянной экспозиции музея.
В цикл мероприятий вошел биографический материал об императорах Петре III, Павле I и Николае I, а также история создания и появления их портретов в собрании Орловского музея изобразительных искусств. Автор проекта «Три императора» – научный сотрудник музея Е.В. Сергиенко. Все материалы цикла доступны на сайте музея.
В частности, завершающая часть цикла рассказывает об императоре Николае I. По свидетельству историков, он был большим ценителем и знатоком живописи, с большим азартом занимался коллекционированием. Коллекции нидерландского короля Виллема II, французского маршала Сульта, русского дипломата Д.П. Татищева, галереи Барбариго (знатный патрицианский дворянский род Венеции), шедевры которых украшают Государственный Эрмитаж, были приобретены по его приказанию. Будучи за границей, Николай I посещал мастерские художников, заказывал и покупал скульптуры как русских, так и иностранных мастеров. Рядом с Зимним дворцом по его приказу было сооружено прекрасное здание Нового Эрмитажа – общедоступного музея, оснащенного по последнему слову музейной техники. Первый художественный музей в России торжественно был открыт 5 февраля 1852 года. До этого момента коллекции императорской семьи были доступны лишь для избранных.
В Орловском музее изобразительных искусств находится живописная картина Николая Егоровича Сверчкова «Выезд Николая I из Петропавловской крепости», которая объединяет две страсти императора: живопись и любовь к лошадям. Произведение создано одним из лучших художников-анималистов того времени, который с 1840 года занимал место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности Сверчков создал целую галерею, представляющую породистых лошадей.
Данная работа поступила в 1921 году в Орловский историко-художественный музей из собрания М.А. Стаховича. Картину можно увидеть в постоянной экспозиции Орловского музея изобразительных искусств в зале Академической живописи середины XIX века Русского искусства второй половины XIX века.
Людмила Федосова