21 июля Государственная Дума приняла в первом чтении поправки в Трудовой кодекс об удаленной занятости. Во время пандемии коронавируса на дистанционную работу временно были переведены до 6 млн. человек.
Для регулирования их деятельности существующее законодательство, а именно глава 49.1 Трудового кодекса, принятая в 2013 году, можно использовать лишь частично, поскольку в ней речь идет о постоянной дистанционной занятости. В связи с этим обострилась необходимость дополнить трудовое законодательство нормами о временной удаленной работе и о комбинированной работе, когда человек трудится и в офисе, и у себя дома.
Законодатели сосредоточили подготовленные поправки в главе 49.1 Трудового кодекса, а не рассеяны по разным главам, поскольку далеко не все работники и работодатели являются специалистами по трудовому праву и им будет удобнее, если все новые нормы окажутся в одном месте.
Также депутаты постарались обеспечить максимально легкий переход дистанционных работников и их работодателей на электронный документооборот. В будущем они смогут направлять друг другу практически все значимые трудовые документы в электронном виде.
По мнению эксперта кафедры «Политология и государственная политика» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации Елены Савиновой целый ряд изменений в Трудовой кодекс направлен на защиту прав работников. Например, устранена норма, по которой работодатель может уволить своих дистанционных сотрудников не по общим основаниям, а по каким-то иным, оговоренным лишь в трудовом договоре. Также зафиксировано сохранение зарплаты человека при его временном переводе на удаленку в случае выполнения трудовых обязанностей в полном объеме.
Еще одна важная тема, которую затрагивают поправки, — право работников быть офлайн. К сожалению, зачастую, когда человек переводится на дистанционную работу, работодатель считает вправе звонить или писать ему в любое время дня и ночи. Поэтому вводятся такие понятия, как «график взаимодействия» и «неприкосновенность личного времени».