Что в имени твоем?
Недавно в маршрутке парень спросил, как доехать до улицы Картукова. И тут среди пассажиров разгорелась дискуссия: а в честь кого названа эта улица? Один предположил, что в честь танкиста, погибшего при освобождении города от фашистов, другой – что улицу нарекли в память воина-«афганца».
Я решила специально доехать до этой улицы и провела небольшой опрос встречных. Может, в тот день мне просто не повезло, но из десятка человек точный ответ дать не смог никто. А ведь это относительно новый высотный микрорайон, о нем много писали местные СМИ.
Однако вряд ли стоит винить здешних жителей в короткой памяти: микрорайон молодежный, много студентов, контингент меняется быстро.
Тем не менее, таких казусов было бы меньше, если бы в начале улиц или в самых людных их местах размещались таблички с информацией о человеке, именем которого она названа. Кстати, в Европе практикуется такое: с табличкой с названием улицы на доме крепится и табличка с информативными пояснениями, о каком человеке или историческом событии идет речь.
Разумеется, необходимости в пояснениях нет, если улица названа именем исторического деятеля, известного на всю Россию. Впрочем, учитывая сегодняшний уровень преподавания истории в школе, – это не так уж бесспорно.
Я не раз слышала вопросы: а кто такой Матвеев, кто такие латышские стрелки, увековеченные в названии одной из орловских улиц, и т.д.?
Иногда, «для ориентации», к фамилии можно было бы добавить профессию или воинское звание. Например, в нашем случае: «конструктор Картуков». И все стало бы ясно.
Кстати, Иван Иванович Картуков – уроженец Орла (1904 – 1991 гг.). Прошел путь от подручного орловского слесаря до главного конструктора секретного КБ авиационно-космической техники МКБ «Искра», расположенного в Москве. В годы войны занимался разработкой специальных вооружений самолетов, универсальных приборов. Впоследствии под руководством Картукова были разработаны новые средства спасения экипажей самолетов, космических кораблей, а также мягкой посадки спускаемых аппаратов. Ныне знаменитое КБ носит имя И. И. Картукова.
Людмила ПИСАРЕВА
Хам на тротуаре
Такую картину наблюдаю почти каждое утро, когда прохожу мимо общежития ОрёлГТУ, что на Наугорском шоссе, к остановке общественного транспорта. На площадке перед входом в общежитие обычно стоит много машин. Но один из водителей повадился ставить свое авто так, что полностью загораживает сход с единственного здесь тротуара. Приходится обходить машину по нескошенному газону и грязи, а зимой – по сугробам. А если с коляской, а если куча пакетов в руках? Здесь проходят школьники, идут в университетский Центр здоровья студенты.
Между тем, достаточно было бы отодвинуть машину на полметра в сторону (места для этого есть с лихвой), чтобы люди могли ходить свободно. Но водителю это и в голову не приходит. А может, он так поступает сознательно?
Помнится, раньше войну с произволом водителей вело общественное движение «СтопХам». Те, кто ставит свои машины, не думая о пешеходах, получали на лобовое стекло специальную наклейку: «Я паркуюсь, где хочу, я чмо». Слышал, что теперь «СтопХам» запрещен. Но вот хамы остались. Полно их, например, во дворах многоэтажек.
Я обсуждал эту ситуацию со своими знакомыми: можно ли приструнить таких типов? Оказывается, если знака, запрещающего стоянку, нет, то ничего нельзя поделать. Тем более, когда тротуар, как в моем случае, переходит в площадку. Зато получил от собеседников кучу «добрых» советов, как самому проучить хама: насыпать зерна для птичек на капот, заткнуть ветку за «дворник», повесить куда-нибудь пакет с мусором. Предлагались и более изощренные способы: написать помадой на стекле, вымазать сырым яйцом, повредить зеркало, покорябать машину гвоздем, спустить воздух из шин… А недавно и сам читал, как некие маляры отомстили водителю припарковавшейся на тротуаре легковушки, перекрасив ее в розовый цвет и написав на кузове бранное слово.
Увы, все это неправовые методы борьбы и за них можно самому схлопотать такое наказание, что мало не покажется.
Были и предложения вполне законные: установить у схода с тротуара бетонные тумбы, чтобы машины не ставили впритык к пешеходной дорожке; учредить для таких водителей городскую «Доску позора», по крайней мере, в Интернете… Только ведь и это несбыточно.
Николай ГОРШУНОВ
Земной поклон вам, доктор!
Такое испытание, какое выпало на мою долю, не пожелаешь даже злейшему врагу: моему сыну в 25 лет поставили страшный диагноз – тяжелое психическое заболевание. Земля ушла из-под ног… От обрушившегося горя я перестала спать, мучили кошмарные сны по ночам, говорить не могла – текли слезы… Сын лег в 14-е отделение областной психиатрической больницы. Его лечащим врачом стал завотделением Денис Геннадиевич Юдин.
Лечение трудное, очень длительное, но мне так хотелось, чтобы сын поскорее поправился, что чуть ли не каждый день доставала доктора вопросом: когда это произойдет? Но Денис Геннадиевич ни разу не проявил раздражительности или резкости. Наоборот, очень спокойно и доброжелательно давал необходимые разъяснения, советы как правильно строить отношения с больным сыном, как помогать ему в преодолении недуга. Ведь такие больные – особенные. Для их лечения нужны особое человеческое участие, терпение и опыт. Моему сыну очень нравились групповые занятия, которые проводил Денис Геннадиевич с пациентами. Сын говорит, что после них улучшается настроение, появляется желание общаться, читать и т.д.
Все пациенты отделения души не чаяли в докторе, всем хватало его душевного тепла и доброты. Он никогда не позволял себе неуважения и бестактности не только в отношении пациентов, их родных, но и персонала.
Могу уверенно сказать, что без доктора Дениса Геннадиевича справиться с обрушившейся на нас бедой мы не смогли бы. Грамотно назначенное лечение, многочисленные разъяснительные беседы со мной дали хороший результат.
Но чтобы поддерживать достигнутое, необходимо обращаться за медицинской помощью регулярно. И вдруг мы узнаем, что наш лучший в мире доктор переведен в другое отделение, а потом и вовсе уволился. Хотя, по-моему, таких профессионалов надо всячески оберегать и поддерживать.
Меня могут упрекнуть, дескать, делаю доктору рекламу. Но это не так. Денис Геннадиевич уже не работает в этой больнице, и где он сейчас, я, к сожалению, даже не знаю, как и истинные причины ухода его из отделения. Нам его очень не хватает.
Земной поклон вам, Денис Геннадиевич, за ваш труд и удачи, где бы вы ни были!
Наталья СЕЛИХОВА
Подготовил Борис Мутаф